0
1457
Газета Дипкурьер Интернет-версия

14.11.2005 00:00:00

Отношения взаимозависимости как идеал

Константин Саркисов

Об авторе: Константин Оганесович Саркисов - профессор Университета Яманаси Гакуин.

Тэги: япония, сотрудничество, путин, инвестиции


япония, сотрудничество, путин, инвестиции Япония остается одним из лидеров в области высоких технологий.
Фото Reuters

История повторяется. Во времена Ельцина визиты в Японию были всегда головной болью. Путин было нарушил эту традицию. Но, как оказалось, не совсем. Его визит в Токио, планировавшийся изначально на февраль–март, состоится 20–22 ноября. И головной боли не уменьшилось.

Россия и Китай в цифрах

Если политика хромает, экономика – ее костыль. Например, политический раздрай между Пекином и Токио позволяет сейчас держать в узде только колоссальный объем экономических отношений. Экономические отношения – это прежде всего торговля и инвестиции. Рост инвестиций приводит к росту торговли и наоборот. В двусторонних отношениях наблюдается нечто похожее на бум. За прошлый год объем российско-японской торговли вырос на 4% и составил 8,85 млрд. долларов. По оценке нашего торгового представителя в Токио Александра Лаврентьева, в этом году эта цифра приблизится к 10 млрд. долларов.

Темпы впечатляют. Но ощущение резко меняется, когда сравниваешь это с объемом и динамикой японо-китайской торговли – 168 млрд. долларов в 2004-м, а в этом году – 190 млрд. долларов, то есть за один год увеличение на сумму, в два раза превышающую весь объем российско-японской торговли!

Успехи в российско-японской торговле достигнуты не в последнюю очередь за счет роста японского экспорта, темпы которого с 2003 года в два-три раза выше темпов импорта из России. Анализ товарной номенклатуры свидетельствует: экспорт потребительских товаров для богатых и растущего среднего класса – основа нынешнего бума. Так, легковые автомашины и транспортные средства – это 53,1% всего японского экспорта (2003 год). «Тойота» в 2003 году продала в России более 26 тыс. автомашин и заняла первое место на российском рынке. В статистику двусторонней торговли не включены потребительские товары, в том числе и автомобили, произведенные японскими компаниями в третьих странах и ввезенные в Россию как импорт из этих стран. По словам того же Лаврентьева, если их добавить, сумма вырастает еще на 2 млрд. долларов.

Основа экономического роста, включая экспорт-импорт, в любой стране – это рост личного потребления. Но это верхний слой экономического «пирога». А нижний слой – это экономическая база. Для таких масштабных стран, как Россия, – только она основа благополучия. Некогда ведущая номенклатура японского экспорта, связанная с производством, а не личным потреблением, – сталь, трубы и другие металлоизделия составили всего 5%, продукция химической промышленности – 1,4% от общего объема российского импорта из Японии (2003 год).

С ростом потребительского рынка в России связан и рост инвестиций. Решение той же «Тойоты» вложить 150 млн. долларов в производство автомобилей в городе на Неве – яркий пример. Но настоящего притока японских денег на российский рынок пока нет. По самым веским данным, общая сумма японских инвестиций в российскую экономику в прошлом году составила всего 87 млн. долларов. Можно, правда, утешаться динамикой роста – в прошлом году японские инвестиции составили 55 млн. долларов, что в 6 раз превышает показатели 2003 года и более половины от всей суммы инвестиций за все годы!

Но эта цифра – только 0,1% от всех инвестиций Японии в прошлом году. Снова напрашивается сравнение с Китаем. В прошлом году инвестиции японских компаний составили 4,6 млрд. долларов, или 12,8% от общего объема, а суммарная цифра за прошлые годы – 20, 2 млрд. долларов. Столь пессимистическое сравнение можно трактовать и оптимистически – зато, мол, у нас огромные резервы! Но когда они будут реализованы – никому не известно. Никак не удается поженить японские деньги и технологию на российские ресурсы.

Но если японские деньги не идут к нам, то, может, наши нефтяные и газовые доллары идут в Японию? Я видел бензоколонки «ЛУКОЙЛа» в пригородах Нью-Йорка. Может, они появится и здесь, в Токио? Российские инвестиции в Японии в 1996 году равнялись всего 1 млн. долларов, а в прошлом году уже 53 млн. Но и в этом случае удельный вес наших инвестиций – «капля в море», если сопоставить их с 97,3 млрд. иностранных инвестиций в японскую экономику на конец 2004 года.

В ужатом графике Путина в Японии посещение Федерации экономических организаций – чуть ли не главное мероприятие. Но этих ребят из федерации особенно уговаривать не нужно. Они в основном энтузиасты российского рынка. Проблема в другом. Как сделать наш рынок более цивилизованным, менее коррумпированным, легкодоступным и понятным. Путин дал рынку некую стабильность, и это уже много, но все же недостаточно для бурного развития.

Нефть и газ как козырная карта

Есть проекты, которые имеют стратегическое значение, меняют ситуацию радикально. Таким может стать нефтепровод из Ангарска на восток. Но, увы, и это запутанная и безрадостная история. Вначале первым в очереди за ангарской нефтью был Китай. Его бесцеремонно подвинули, и вроде бы стратегическое решение стало в пользу Находки, то есть Японии. Японцы предложили инвестировать около 10 млрд. долларов не только в строительство, но и в обустройство района, где пройдет нитка. Сейчас возобладала линия «всем сестрам по серьгам». Нефть пойдет вначале к поселку Сковородино на границе с Китаем, потом повернет в сторону Находки. Нефть – всегда огромные прозрачные и теневые деньги. Везде вокруг крупных нефтяных проектов идет сложная борьба политических мафий за жирный кусок. Победит ли в данном случае здравый смысл и государственное мышление? Вопрос риторический.

Вспыхнувший у японцев энтузиазм по поводу ангарского проекта как-то погас. То ли им основательно голову заморочили, то ли нефть за 70 долларов, а скоро, возможно, и за 100 долларов за баррель можно будет купить где угодно. Кроме того, благодаря рывку в области энергосберегающих технологий Япония легче стала справляться с дороговизной энергоресурсов. На закончившемся на днях автосалоне в Макухари удалось увидеть ту самую легковушку «Дайхацу», которой хватает одного литра бензина на пробег 72 километров.

По сравнению с тем же Китаем при валовом внутреннем продукте в три с лишним раза больше страна тратит энергоресурсов в три раза меньше. А это значит, что коэффициент «энергоресурсной эффективности» ВВП Японии почти в шесть раз выше, чем у Китая. В Поднебесной пока нет достижений в энергосбережении. В 2003 году Китай обошел Японию по потреблению нефти и стал вторым в мире после США. Теперь на его долю приходится 8,3% общемирового потребления против 6,5% у Японии. Потребление нефти в Китае будет возрастать как снежный ком, пока китайцам не удастся совершить структурную революцию в своей экономике.

Поставки нефти Китаю – экспорт в бездну, а эффект от них – только вырученные деньги. Экспорт в Японию выглядит более перспективным, так как он может привести к расширению всего комплекса двусторонних связей и, главное, к выходу на рынок восточноазиатского региона через японскую инфраструктуру. В Восточной Азии уже сформировался мощный экономический рынок, сравнимый с европейским и североамериканским.

А для России отставание в процессе интеграции грозит не только политическим и прочим прозябанием, но и распадом на части. В Европе с нами торгуют, у нас покупают энергоресурсы, но дальше порога «европейского дома» не пускают. На Востоке ситуация может быть еще хуже – здесь нас вообще не считают за «своих» еще и по культурно-расовому признаку.

Пока у России есть козырная карта – запасы нефти и газа, которых нет у других. Умный политик, да и торговец не станет просто их продавать, а через экспорт и импорт привязывать партнеров к себе, то есть строить с ними отношения взаимозависимости.

Экономика поедает политику

Когда экономика слаба и не может служить опорой политике, последняя должна посвятить себя полностью экономическим задачам. Японо-китайские трения снова поляризовали силы в Восточной Азии. США и Япония, с одной стороны, Китай и Южная Корея – с другой. Недавние совместные военные учения России и Китая восприняты как знаковые, как присоединение России к китайскому альянсу. России влезать в новые геополитические схемы опасно и контрпродуктивно.

Во всем мире глобальные экономические заботы оказывают решающее влияние на локальные политические решения. Как выразился один из японских бизнесменов, «экономика поедает политику». Но пока она ее съест окончательно, политика может еще много напортить. И это видно на примере российско-японских отношений. Отрицательное влияние политического фактора заметно и здесь, в Японии. Известный русист Хакамада Сигэки признался, что бурный рост двусторонних экономических отношений, мол, «палка о двух концах» – Россия может забыть о территориях. Он зря волнуется. Пока эти отношения достигнут уровня, когда смогут радикально влиять на менталитет политиков, утечет много воды.

Да и логика здесь прямо противоположная. Только серьезная заинтересованность друг в друге может побудить политиков взяться за основательное решение болезненной проблемы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

Дарья Гармоненко

Практические знания для широкого круга активистов полезнее идеологических установок

0
623
Экономисты взяли шефство над Центробанком

Экономисты взяли шефство над Центробанком

Михаил Сергеев

Появились цифры, о которых до сих пор молчали чиновники мегарегулятора

0
1053
Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Анастасия Башкатова

Адресная помощь неимущим по-китайски предполагает переезд начальства в деревни

0
890
Госдума жестко взялась за образовательную политику

Госдума жестко взялась за образовательную политику

Иван Родин

Законопроект об условиях приема в школу детей мигрантов будет одним из эпизодов

0
822

Другие новости