Сложные политические процессы происходят в государствах Центральной Азии в последнее время. Причем это касается и внутренней, и внешней политики этих стран. Достаточно вспомнить кровавый мятеж в узбекском Андижане, безжалостно подавленный властями, и киргизскую революцию, после которой страна вошла в длительный период опасной нестабильности, о чем свидетельствуют недавние бунты в тюрьмах, едва не приведшие к падению правительства.
Хотя и Ташкент, и Бишкек клянутся Москве в вечной дружбе и даже предпринимают определенные шаги, чтобы на деле подтвердить изменение своих внешнеполитических приоритетов с прозападных на пророссийские, в России к этим клятвам относятся с естественным прагматизмом. К примеру, президент Узбекистана Ислам Каримов, демонстративно и довольно жестко «попросивший на выход» американскую авиабазу в Ханабаде, еще недавно и слышать не хотел о восстановлении некогда существовавших между двумя странами отношений. Сегодня он, однако, пересмотрел свои взгляды и повернулся в сторону Москвы. При этом российские политики задаются вопросом: где гарантия, что в перспективе симпатии и антипатии узбекского лидера вновь не подвергнутся разнообразным метаморфозам? Бишкек, настаивающий на пересмотре условий дислокации базы США в аэропорту «Манас», тоже готов пойти на дальнейшее сближение с Россией. Хотя и от своих заокеанских союзников отказываться совсем не собирается. При том что в Киргизии расквартирована российская военная база «Кант», всецело положиться на эту страну Москва не может. И мешает этому нестабильная внутриполитическая ситуация, которая, по мнению местных аналитиков, в любой момент может вылиться в гражданскую войну.
Зато российское влияние по-прежнему остается довольно сильным в Таджикистане. Стоящая здесь на протяжении десятилетия 201-я мотострелковая российская дивизия уже преобразована в военную базу. Российские инвестиции вкладываются в энергетический сектор Таджикистана. Однако здесь сохраняется сложная криминогенная обстановка, связанная прежде всего с наркотрафиком, незащищенностью внешней границы и низким экономическим развитием страны в целом. К тому же в плачевном состоянии пребывает промышленность, крайне велик уровень безработицы.
Особняком, как всегда, до недавнего времени стояла Туркмения. Но и Сапармурат Ниязов в конце концов согласился предоставить крупный военный аэродром в городе Мары в распоряжение американцев в рамках их антитеррористической кампании в Афганистане. Хотя «отцу всех туркмен» пришлось-таки пожертвовать долей хваленого национального нейтралитета.
Все это означает, что позиции США в регионе практически не ослабли, несмотря на благодушие большинства российских экспертов. А вот позиции России если и стали выглядеть благоприятнее, то ненамного. Это актуализирует вопрос о надежном, предсказуемом союзнике и партнере Москвы в Центральной Азии, поскольку очевидно, что без такого союзника говорить о серьезном и долговременном восстановлении российских политических, военных и экономических интересов не приходится. Причем этот союзник должен, во-первых, сам исполнять роль одного из гарантов региональной стабильности, а во-вторых, преследовал бы сходные с российскими собственные политико-экономические цели.
Представляется, что в свете сложившихся реалий на роль регионального лидера и первого союзника Москвы может по праву претендовать Казахстан. Известно, что экономика этой страны переживает период серьезного подъема, что делает обширный казахстанский рынок привлекательным для российских инвесторов. Опытному президенту Назарбаеву удается удачно балансировать между Западом, Россией и Китаем. Настолько удачно, что его политика получает одобрение и в Москве, и в Пекине, и в западных столицах. В российские СМИ недавно даже была вброшена информация о возможном создании союза двух государств. Правда, казахстанские власти от этой инициативы открестились, назвав это сообщение «полным бредом». Но главное в другом: ни разу за все годы независимости политика Астаны не шла вразрез с интересами Москвы.
Ставка на лояльного регионального игрока – довольно распространенная практика. В Центральной Азии долгое время с этой ролью справлялся Узбекистан, но в последнее время на лидерство в этом регионе претендует Казахстан. Поэтому, по мнению экспертов, Москве предпочтительнее использовать потенциал именно Казахстана – как политический, так и экономический – для укрепления своих позиций в Центральной Азии. По словам президента фонда «Политика» Вячеслава Никонова, потенциалом надежного партнера может обладать та страна СНГ, которая состоит в Едином экономическом пространстве и ОДКБ. И если одна и та же страна является одновременно членом этих двух структур, то ее можно рассматривать как надежного партнера. Таких стран в ближнем для России зарубежье две – Белоруссия и Казахстан. Кроме того, очень важно, что экономически Казахстан развивается более динамично, нежели его ближайшие соседи. Более того, экономика этой страны в большей степени отвечает реалиям XXI века. Это обстоятельство само по себе гарантирует долговременную стабильность государства, что, конечно, является дополнительным аргументом для России в пользу выбора Казахстана.