Пентагон не делает тайны из того, что одной авиабазой в киргизском Манасе американское военное присутствие в регионе не ограничится.
Фото Reuters
Россия пока способна разрешать возникающие военные и военно-политические проблемы с США и странами НАТО. Именно такой вывод напрашивается после недавнего многодневного визита госсекретаря США Кондолизы Райс в страны Центральной Азии, а также в Париж и Москву. Аналитики придавали этому визиту большое значение, поскольку он был связан с расширением американского военного присутствия в Центральноазиатском регионе СНГ. А его, как известно, Москва рассматривает как зону своих жизненно важных интересов. Комментируя встречу Владимира Путина и Кондолизы Райс в Ново-Огареве, министр иностранных дел Сергей Лавров с удовлетворением констатировал, что «Кондолиза Райс четко подтвердила, что никаких новых военных баз, кроме уже существующей в Манасе (территория Киргизии. – «НГ»), США создавать не собираются». Мол, статус этой базы будет иметь временный характер – до завершения контртеррористической операции в Афганистане. «У нас с США в данном вопросе разногласий нет», – заверил глава российского МИДа.
Между тем несложный анализ недавних событий, связанных с подоплекой и причинами развития военной инфраструктуры США в странах СНГ, показывает, что Пентагон и военные ведомства других стран НАТО обосновываются на постсоветском пространстве всерьез и надолго. Это присутствие только киргизским Манасом не ограничивается. Сейчас специалисты НАТО, кроме Киргизии, присутствуют на аэродромах Туркмении, Таджикистана и Узбекистана (в Термезе).
Как и что ни говорили бы дипломаты о безболезненности для Москвы этой проблемы, на самом деле Россия испытывает значительный дискомфорт от иностранного военного присутствия на постсоветском пространстве. Об этом свидетельствуют не только решения в отношении баз НАТО, принятое на саммите стран – участниц ШОС, который состоялся летом этого года в Астане, но и реальные действия Москвы в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, связанные с наращиванием коалиционных военных группировок в Центральноазиатском регионе. Это – увеличение за счет подразделений Киргизии, России, Казахстана и Таджикистана Коллективных сил быстрого реагирования (КСБР), строительство и доукомплектование российской авиационной базы в Канте (Киргизия), создание новой военной инфраструктуры 201-й мотострелковой дивизии в Таджикистане, которая тоже скоро получит статус полноценной военной базы, и т.п.
Все это можно рассматривать не только как средство и способ борьбы с терроризмом в регионе, но и как своеобразный военный потенциал в противовес группировке США и НАТО в Центральной Азии. Никто из военных и дипломатов в РФ об этом не говорит. Однако российская база в Канте возникла только после того, как натовцы обосновались в Манасе, а перегруппировка войск РФ в Таджикистане началась после вторжения американцев в Афганистан. После исхода американцев из узбекского Ханабада Москва строит новые союзнические отношения с Узбекистаном, который в особый период готов предоставить ей свои военные аэродромы и военную инфраструктуру.
Таким образом, очевидно, что за последние 5–6 лет произошла и продолжает иметь место реальная милитаризация Центральноазиатского региона. Главными участниками этого процесса выступают страны НАТО, и в первую очередь США, а также Россия и ее союзники в регионе. Несложный анализ показывает, что наращивание военной инфраструктуры здесь будет продолжаться. При этом не исключено, что оппоненты Москвы будут пытаться приуменьшить здесь влияние России, в то же время их военное присутствие в Центральной Азии будет тесно сопряжено с реализацией их геополитических и экономических интересов. На чем основываются такие выводы?
Во-первых, ситуация в Афганистане. После начала боевых действий США и НАТО по уничтожению талибов и попыток введения в этой стране демократических институтов на самом деле там мало что изменилось. А это значит, что американское и натовское влияние на Кабул будет еще меньше, что будут продолжаться правительственные склоки и о прогнозе стабильности здесь речи не идет. Не случайно Брюссель заявляет, что в ближайшем будущем миротворческий контингент НАТО возрастет в Афганистане с 6 до 15 тыс. военнослужащих.
Используя страны СНГ как плацдарм для перманентной операции в Афганистане, США и НАТО смогут укрепиться на постсоветском пространстве на долгие времена. В геополитическом плане для России это явная потеря.
Во-вторых, на усиление роли военных оппонентов России в Центральной Азии может повлиять непредсказуемость политической ситуации в ряде стран этого региона ≈ наподобие той, что имела место в Киргизии. По прогнозам натовских аналитиков, взрывоопасная ситуация присутствует в Узбекистане и Туркмении, где возможны народные волнения и смена существующих режимов.
В-третьих, наращивание странами НАТО и США военных средств борьбы и контингентов в Центральной Азии может быть обусловлено соперничеством с Москвой за обладание контроля за энергоресурсами региона. Новые возможные пути их транспортировки (скажем, из Туркмении через Афганистан к Аравийскому морю) потребуют здесь поддержания стабильности. Эта стабильность возможна пока только с использованием силы.
Таким образом, московская дипломатия или не замечает реальных угроз интересам России в ЦА от иностранного военного присутствия, или делает, что называется, хорошую мину при плохой игре. Россия пока идет на контакты с США и НАТО, помогая им осуществлять контртеррористическую операцию в Афганистане. Между тем в долгосрочном плане ничего хорошего это России не сулит. Не исключено, что отсутствие жесткости, с одной стороны, и заигрывание с альянсом – с другой, может привести к нежелательным для Москвы последствиям. Россия попросту может потерять контроль над этим регионом, как это сейчас происходит в Грузии, откуда в спешном порядке выводятся российские войска, а миротворцев в Абхазии и Южной Осетии уже заставляют паковать чемоданы.