Так восторженно Виктора Ющенко украинцы уже не встречают.
Фото Reuters
На Украине близится годовщина оранжевой революции. Команда Виктора Ющенко намерена снова собраться на майдане Независимости, чтобы отпраздновать свержение «режима Кучмы» и свой приход к власти. Юлия Тимошенко призывает сторонников на тот же майдан, но с другой целью – обвинить окружение Ющенко в наследовании родимых пятен прежней власти.
Те же, кто ровно год тому назад в дождь, снег и мороз неделями стоял на улице и жил в палатках, сейчас понимают, что смысла в этом подвиге не было. По данным социологических опросов, почти половина украинцев разочарована действиями новой власти и не видит в своей жизни перемен к лучшему после оранжевой революции. Подготовка к празднованию годовщины ярко проиллюстрировала, что власть и народ, как и раньше, по разные стороны баррикад, изменилось только имя президента. Этот урок, видимо, может стать поучительным для других постсоветских государств. По крайней мере, прогнозы о череде неизбежных цветных революций в СНГ уже, видимо, не оправдались.
═
Ученики «школы Кучмы»
═
Менее года потребовалось новой украинской власти, чтобы, не стесняясь, перенять все методы и принципы работы своих свергнутых предшественников. Впрочем, слухи о том, что бывший секретарь СНБОУ Петр Порошенко и экс-премьер Юлия Тимошенко заняты перераспределением собственности в пользу оранжевых, появились на Украине почти сразу после прихода Ющенко к власти. Через полгода, к концу лета и началу парламентской предвыборной кампании, эти слухи вылились в громкий коррупционный скандал. Любопытно, что Ющенко не скрывал своих попыток в традициях прежних времен закулисно примирить воюющее окружение, не делая нелицеприятную причину склок достоянием гласности. Когда это не удалось (а Тимошенко к тому же не гарантировала участие своей партии в президентском предвыборном блоке), президент уволил основных фигурантов скандала.
Именно на этом этапе на Украине закончились политические игры в «идеалы оранжевой революции». Плохая или хорошая, оранжевая команда украинской власти стала историей. К власти вернулись многие из тех, кто в течение десяти лет президентства Кучмы занимал разные высокие посты. Виктору Ющенко понадобились послушные и управляемые соратники, научившиеся аппаратным интригам и знающие неписаный кодекс поведения высокопоставленного чиновника: вести себя скромно, зарабатывать тихо, нарушать законы незаметно и всегда держать язык за зубами.
Бывший президент Леонид Кучма в одном из недавних интервью рассказал, что дружит со многими ближайшими соратниками нового президента. А сам Ющенко накануне инаугурации пришел к нему на длинную беседу, в ходе которой ставленник майдана получил много советов и рекомендаций от свергнутого предшественника. По словам Кучмы, новый президент не смог реализовать напутствия сразу. «Я думаю, что он был поставлен в рамки оранжевой революции: кто был ближе к нему во время предвыборной кампании, больше выступал, те и получили высокие посты во власти. Ему некуда было деваться...» – считает Кучма. При этом он признал, что политическая ситуация в стране неизбежно вернулась бы на круги своя, ибо почти все представители нынешней власти во главе с Ющенко «прошли школу Кучмы».
═
Украина защищает братскую Белоруссию от западных империалистов
═
Сказанное экс-президентом подтверждается во всех сферах государственной политики Украины. Например, формирование внешних связей началось с инаугурационной речи Ющенко, в которой он пообещал народу скорое вступление в ВТО, ориентацию на сотрудничество с Западом, интеграцию в Евросоюз и НАТО. Министр иностранных дел Борис Тарасюк в марте раскритиковал саму идею существования СНГ, не говоря уж об отношении Киева к другим межгосударственным структурам в рамках Содружества. Еще недавно все свидетельствовало о намерении Украины отказаться от участия в Едином экономическом пространстве. Более того, президент Ющенко неоднократно заявлял о готовности его страны стать новым региональным лидером в СНГ. Предполагалось, что ради этого при помощи Запада будет реанимирован проект ГУАМ, который в перспективе расширится и станет прозападной альтернативой российскому влиянию в Содружестве.
В годовщину оранжевой революции эти тезисы вряд ли прозвучат: Киев за последний месяц сделал резкий разворот в сторону сотрудничества с Россией и СНГ. Показательно, что новый премьер Юрий Ехануров свой первый визит совершил в Москву, а новый глава президентского секретариата Олег Рыбачук решил начать свою деятельность с выяснения того, кто влияет на решения президента Путина и как формируются его взгляды. Киев экстренно и на всех уровнях признал, что основным стратегическим партнером Украины является Россия. О новом центре влияния в СНГ речь уже не идет. Однако удивительнее всего прозвучало заявление нынешнего секретаря украинского Совбеза Анатолия Кинаха, который сказал, что Украина готова защищать Белоруссию от нападок Запада. Так далеко в декларировании преданности партнерам по Содружеству не заходили даже чиновники Кучмы.
═
Оранжевым нужны деньги для новой победы
═
В экономике ситуация тоже изменилась. Правда, пока даже экономисты не рискуют сказать, во что выльются повышенные социальные обязательства, взятые прежним правительством. Дело в том, что, как и при Кучме, статистика, пока Ющенко хвалил Тимошенко, рапортовала об успехах и росте.
Как только президент и экс-премьер разругались, официальные данные в лучших традициях прежних времен подтвердили неэффективность работы прежнего правительства. Какова ситуация на самом деле – выяснится, видимо, к парламентским выборам. Не исключено, что на Украине кроме энергетического разразится и финансовый кризис. Но кого в таком случае назначат на роль виновного – тоже неясно. Под дамокловым мечом находятся и Тимошенко, и ее преемник Ехануров. Видимо, президент будет действовать по ситуации.
Но некоторые перемены уже очевидны. Если правительство Юлии Тимошенко пришло с лозунгами о реприватизации собственности представителей прежнего режима, то Юрий Ехануров обещает прекратить этот процесс. В худшем случае украинским олигархам угрожает теперь мировое соглашение с правительством, что предполагает доплату за объекты, которые были приватизированы с нарушениями. Власть изо всех сил стремится к миру и дружбе с крупным бизнесом. Частично это можно объяснить тем, что крестовый поход против олигархов крайне негативно сказался на инвестиционным климате, и инвесторы в текущем году практически перестали вкладывать деньги на Украине. Частично – тем, что кампания по выборам в Верховную Раду, из которой блок Ющенко мечтает выйти победителем, требует серьезных финансовых вливаний.
Последнее обстоятельство влияет на все политические и экономические процессы на Украине. Дело в том, что с 1 января вступит в силу политреформа, в рамках которой президентские полномочия будут урезаны, а парламентские расширены. Так, новая Верховная Рада, которую в конце марта впервые изберут на чисто пропорциональной основе, получит право формировать правительство. Чтобы управлять этим процессом, Виктору Ющенко крайне необходимо получить для своего блока большинство мест в Раде. Ради этого президент готов на многое.
═
В ожидании новых кризисов
═
Пока неясно, рискнет ли Ющенко, вопреки требованиям Конституции, возглавить избирательный список своего блока. Однако известно, что сила «Народного союза «Наша Украина» питается исключительно остатками народного доверия к лидеру оранжевой революции. Так, по данным социологической службы «Украинский барометр», за пропрезидентский блок готовы проголосовать 20,9% граждан, если во главе его будет стоять сам Ющенко. И только 6,3% голосов, если президента заменит любой из его ближайших соратников. Для сравнения: Партия регионов без лидера Виктора Януковича наберет 20,2%, блок Тимошенко – 18,4%, Соцпартия – 9,5%, Компартия – 6,9%.
Данные социологического исследования могут свидетельствовать о том, что симпатии избирателей к Ющенко иррациональны, они связаны не с программой действий, которую президент до сих пор так и не обнародовал, а скорее с ностальгическими воспоминаниями участников оранжевой революции об их собственном подвиге на майдане. Эти настроения можно охарактеризовать как оранжевый синдром в обществе. Именно он, видимо, является определяющим в отношении народа к власти, ибо уровень доверия к президенту остается достаточно высоким, несмотря на снижающийся уровень жизни граждан и ожидающиеся экономические и энергетические кризисы.
Первый президент независимой Украины Леонид Кравчук считает, что единственное, чем отличается ситуация в стране после оранжевой революции, – это свобода слова, хотя и при абсолютной закрытости информации. «Во внешней политике мы видим ту же «многовекторность»: в Москве говорят одно, в Астане другое, в Брюсселе третье. Вопросы передела собственности решаются по тем же законам и принципам, что и при Кучме. Все, что касается коррупции, взяточничества, – абсолютно ничего не изменилось», – считает Кравчук. Он отметил еще одну отличительную черту оранжевой власти: «Кучма умел все держать под контролем, потому что он был опытнее Ющенко, да и характер другой. Ющенко ничего не контролирует. Поэтому у него то там кризис, то здесь, и конца этому не будет...».
═
Киев