Такие страны, как Азербайджан, Украина, Киргизия, Узбекистан, все более наглядно демонстрируют, что пространство СНГ находится в кризисе. Кризис во многом связан с тем, что по сравнению с конкурентными предложениями Россия теряет свою привлекательность. США, Евросоюз, а для азиатских стран даже Китай выглядят куда более выигрышно в глазах жителей бывшего СССР.
В последние годы российская власть пыталась предлагать модель «силовой военной империи» в качестве основной своим партнерам по СНГ. Внешние черты этой модели хорошо известны: ежегодно растущий военный бюджет, личное участие президента Владимира Путина в учениях и испытаниях техники, риторика силового превосходства и т.д.
Совершенно очевидно, что такой образ России неприемлем для элит и рядовых граждан СНГ. Поэтому украинцы голосовали за Виктора Ющенко, несмотря на хорошее отношение к Путину лично, а жители Абхазии с российскими паспортами поддержали Багапша вопреки нажиму российских «неоимпериалистов». Претензии России на силовое превосходство постоянно разрушаются собственными провалами в военно-технической сфере. Достаточно вспомнить погибших моряков «Курска», эпопею по спасению иностранцами батискафа на Камчатке или утонувшее вместе с ракетой дорогостоящее оборудование международного проекта «Космический парус». Страна не выглядит сильной, если внутренняя коррупция обеспечивает бандитам захват школы в Беслане. Модель силовой военной империи оказалась ущербной внутренне и дискомфортной для внешних партнеров.
Вместе с тем формула российской «имперскости» требует уточнений. Снобизм госчиновников в жанре «куда они денутся – на коленях к России приползут» должен быть преодолен, поскольку крайне непродуктивен. Рецидивы снобистской стилистки до сих пор встречаются даже на самом высоком уровне. Вспомним недавний скандал с отказом союзной Белоруссии принять послом Дмитрия Аяцкова, допустившего грубые высказывания в адрес республики. Продолжая конфронтацию с Саакашвили, мы получим слабую Грузию, не контролирующую горные ущелья, где террористы станут развивать базы для диверсий против России. Охлаждение связей с Украиной ударит по экономикам обеих стран, затруднит сближение России с Евросоюзом и проникновение на Запад российского бизнеса. Дестабилизация отношений Москвы с азиатскими соседями по СНГ чревата обострениями национально-клановых конфликтов внутри этих стран, экспортом нестабильности, беженцев и конфликтов в глубь российской территории. А при силовом давлении на СНГ Россия неминуемо получит противостояние с США, Европой и другими игроками, которые, несомненно, используют это в своих интересах.
Отклонить угрозу цветных революций, насытить пространство СНГ политической стабильностью и даже найти источники для пресловутого удвоения ВВП можно только в том случае, если Россия начнет менять имидж, стиль общения, технологии и инструменты продвижения своих интересов. Военная машина России не должна нести и намека на угрозу суверенитету соседних стран.
Основой для смены силовой вывески России на более привлекательную должны стать экономические и политические выгоды. Тем более что определенное как главная цель удвоение и даже утроение российского ВВП возможно при разрушении барьеров и развитии общего рынка СНГ. Тогда и военная сила России, развитие в первую очередь военно-технического сотрудничества с соседями могут стать залогом стабильности и суверенитета всех стран СНГ.
Многие обыватели бывшего СССР воспринимают Европу как рай земной и стремятся туда, невзирая на холодное отношение к ним самих европейцев. России надо не бороться с такими мифами, а использовать их. Российские возможности в Совбезе ООН и «большой восьмерке» должны стать для государств СНГ инструментами лоббизма на мировой арене собственных национальных интересов. И тогда «новая Россия» станет локомотивом роста общего экономического пространства, инструментом сближения с «европейским раем», гарантом безопасности и спокойствия для своих соседей. Это даст России ощутимые дивиденды внутри СНГ и конкурентные преимущества в мире.
Правда, чтобы создать такой имидж России, необходимы иные инструменты продвижения. До сих пор российская власть применяла крайне устаревшие технологии: общалась преимущественно с действующими главами государств СНГ, не обращая внимания на оппозицию, тем более на общественные организации.
Российское экспертное сообщество и наши неправительственные структуры, развитие деятельности которых на территории СНГ поддерживается финансово через систему грантов и пр., должны стать партнерами исполнительной власти в реализации российских интересов. Поэтому поддержка именно в крупных социальных группах, среди общественно-активных граждан остро нужна России для сохранения СНГ в качестве стабильного, постепенно эволюционирующего сообщества государств.