Пережив тюльпановую революцию и столкнувшись после скандальной отставки генпрокурора республики Азимбека Бекназарова с очередным внутриполитическим кризисом, Киргизия оказалась на стартовой позиции четырнадцатилетней давности. Во многом это обусловлено срывом начальной фазы «демократического проекта», приведшим к явной деформации общественных и государственных институтов.
При этом следует признать, что многое вообще не изменилось, а кое-что даже ухудшилось. Это связано с отсутствием реальной идеологии обновления Киргизии, адекватной заявленным демократическим переменам. Оппозиция, пришедшая к власти, до сих пор не представила сбалансированную программу реформ, которая выражала бы интересы различных социальных и этнических групп. В результате налицо крайне непоследовательные действия во внутренней и внешней политике, отталкивающие от новой администрации даже некогда рьяных ее сторонников.
Вместо конституционной реформы предпринимаются попытки изменить формат и состав Конституционного совещания, созданного в конце апреля. По мнению лидеров «новой» оппозиции, совсем недавно горячо поддерживавших Курманбека Бакиева, это делается с целью сохранения прежних полномочий за новым президентом. Коррупция, несмотря на громкие заявления, все более усиливается на всех уровнях власти. Требования президента покончить с разделением на Север и Юг и руководствоваться профессионализмом кандидатов резко расходятся с реальной практикой, и в органах власти неуклонно растет число выходцев из южных, «президентских» регионов.
В экономике Киргизии вместо целенаправленного и последовательного реформирования проводятся несогласованные «точечные» эксперименты. Малый и средний бизнес страны, убытки которого 24 марта 2005 года составили около 1,6 млрд. сомов (примерно 40 млн. долл.), до сих пор ждет обещанной компенсации. Вместо этого львиная доля усилий тратится на поиски компромата на бывшего президента и членов его семьи. Отцы революции, озабоченные сохранением и приумножением собственного властного положения, формируют скоротечные квазиальянсы. Население, давно потерявшееся в этой игре, самостоятельно решает свои проблемы, избирая криминально-охлократические методы. Среди них – захваты земель, пикетирование и голодовки, попытки громких публичных самоубийств и иные способы давления на власть. Не остается в стороне и криминал, все громче предъявляющий свои требования. Стремление лидеров политических кланов заручиться его поддержкой в жесткой борьбе за власть рождает оправданный энтузиазм в преступной среде, выводя ее на передний план общества. Прямым следствием становятся маргинализация и криминализация высокой киргизской политики, отвращая от нее честных и совестливых граждан.
Основа общенационального единства
Нелегитимная смена власти, значительная доля вины за которую лежит на бывшем президенте и его окружении, одним махом вскрыла накапливавшиеся годами внутренние проблемы. В настоящее время больнее всего по обществу бьют неумение власти выстраивать цивилизованные отношения с оппозицией и проблемы в межэтнической сфере. Новая власть, еще вчера порицавшая мнимые и реальные притеснения акаевского режима, сегодня повторяет те же самые ошибки. Традиционно непростые отношения исполнительной и законодательной ветвей власти на современной почве приобретают новое драматическое звучание. Радикальные призывы распустить проакаевский парламент и продолжить народную революцию дополняются более изощренными попытками сменить его руководство и сделать его более управляемым. Усиливается нервозность в отношениях президентского окружения и законодателей, а порой дело доходит до взаимных оскорблений. Это показали недавние парламентские слушания по принятию новой структуры правительства. Судя по всему, это была лишь разминка перед предстоящим утверждением состава правительства, в котором законодатели уже сейчас не хотят видеть большинство из исполняющих обязанности министров и вице-премьеров. В первую очередь это относится к вице-премьерам Данияру Усенову и Адахану Мадумарову, получивших должности в обмен на обещание «не мешать» Курманбеку Бакиеву на президентских выборах. Не добавили им популярности и попытки ограничить полномочия недавно утвержденного премьера Феликса Кулова. Вряд ли инициатива подобного рода идет напрямую от президента, явно не заинтересованного в расшатывании внутриполитической ситуации. Следует согласиться с аналитиками, утверждающими, что попытки разрушить союз Бакиева–Кулова рождаются в президентском окружении, стремящемся усилить собственное влияние на нового президента. А длительный марафон по утверждению нового состава правительства, сопровождаемый попытками досрочного роспуска парламента, как раз и свидетельствует о таком развитии событий. В этом случае не исключен украинский сценарий, возможно, даже в более жесткой форме.
Правда, выход из этой тупиковой ситуации есть. Для начала нужно на практике реализовать принципы политического плюрализма – основные силы общества должны подписать пакт общенационального единства. Это позволит решить несколько стратегических задач, среди которых – консолидация общества и утверждение его приоритетной роли в противовес чиновному произволу, предотвращение закулисных картельных сговоров. Все это поможет сбалансировать внутриполитическую ситуацию.
При этом сфера внешней политики до недавнего времени выглядела одной из наиболее благополучных. Ориентация на несколько центров силы позволяла официальному Бишкеку относительно безболезненно маневрировать между ними, периодически получая определенные преференции с той или иной стороны. Думается, что сегодня Киргизии нужен жесткий прагматичный курс, выстроенный на основе четкого баланса имеющихся возможностей и формирующихся национальных интересов. Их полноценной реализации на современном этапе более всего отвечает расширение сотрудничества с СНГ и ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС, выступающими главными гарантами безопасности страны. Исходя из этого Киргизия должна в первую очередь выполнять свои обязательства перед ними. В этом плане логично выглядит сохранение и увеличение партнерских отношений с Россией, Китаем и странами региона.
Бишкек