Для критики властей грузинская оппозиция активно использует скандал с тележурналистом Шалвой Рамишвили, задержанным за взятку.
Фото Reuters
1 октября в Грузии в пяти избирательных округах пройдут довыборы депутатов парламента страны. Совершенно неожиданно эта локальная избирательная кампания оказалась в центре всеобщего внимания. Грузинская оппозиция, казалось бы, окончательно ушедшая из политической жизни страны после тбилисской «революции роз», решила заявить о себе и прибрать к рукам эти пять депутатских мандатов. Сформирован предвыборный альянс, в который вошли две оппозиционные парламентские партии – Консервативная и «Новые правые», а также лишившаяся представительства в парламенте на предыдущих выборах Лейбористская партия. Позже к ним присоединилась партия «Свобода», которую возглавляет сын первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа Константин.
Поначалу предполагалось, что в это объединение войдет и Республиканская партия, прошедшая в парламент в составе президентского «Единого национального движения», но затем ушедшая в оппозицию к Саакашвили и его партии. Но в ходе предварительных консультаций преодолеть проявившиеся противоречия не удалось, и республиканцы отказались от этого союза. Оставшиеся партии договорились выставить в пяти одномандатных избирательных округах единых кандидатов, персоналии которых определились в минувшее воскресенье после внутренних выборов (праймера). «Нам удалось достичь принципиальной договоренности о взаимной координации и будущем сотрудничестве», – сообщил «НГ» лидер Консервативной партии Коба Давиташвили, еще недавно считавшийся едва ли не самым верным союзником президента Саакашвили.
Окончательный раскол между властями и оппозицией вызвал представленный президентом Грузии и принятый парламентом на одном из последних весенних заседаний Закон «О Тбилиси», предусматривающий непрямые выборы столичного мэра. Согласно закону, тбилисцы избирают городское Законодательное собрание, а уж оно – мэра. Власти отвергли все предложения оппозиции, рекомендации европейских институтов на этот счет, после чего парламентские фракции посчитали бессмысленным участие в оставшихся перед каникулами заседаниях, и в них работало только президентское большинство. На этом фоне объединение оппозиционеров выглядит вполне закономерным. Причем раскол между властями и оппонентами углубляется с невероятной скоростью. Последними катализаторами этого процесса стали арест журналиста телекомпании «202» Шалвы Рамишвили и решение тбилисской мэрии передать Дворец молодежи (бывший особняк царского наместника на Кавказе) балетной школе примы Большого театра Нино Ананиашвили.
Шалву Рамишвили власти обвиняют в шантаже. Его телекомпания готовила фильм о сомнительной деятельности депутата от правящего «Национального движения» Кобы Бекаури. В свою очередь, депутат дал взятку журналисту и заснял процесс передачи денег на видеоаппаратуру, а пленку отнес в прокуратуру. Рамишвили утверждает, что деньги принял, чтобы включить этот эпизод в ленту, а Бекаури, дескать, просто опередил его с обнародованием материала. Так или иначе, журналист оказался в предварительном заключении, депутат на свободе, а оппозиция обвиняет власти в атаке на свободную прессу – по ее мнению, телеканал «202» оставался единственным независимым СМИ в постреволюционной Грузии.
Что касается передачи Дворца молодежи, многочисленные секции которого посещают почти 20 тыс. тбилисских школьников, хореографической школе выдающейся балерины Нино Ананиашвили, то это решение выглядит нонсенсом, а упорство мэрии в этом вопросе – достойным лучшего применения. Встав на защиту Дворца молодежи и объединившись, оппозиция ощутимо увеличила число своих сторонников. Поняв, что делается что-то совсем не то, власти решение по Дворцу временно заморозили.
Ведущий эксперт Кавказского института мира, развития демократии Паата Закареишвили решение ведущих оппозиционных партий консолидироваться называет обнадеживающим фактором. «Это очень серьезный сигнал властям, уверовавшим в свое всесилие и безошибочность и в последнее время совершенно переставшим прислушиваться к альтернативному мнению», – заявил политолог «НГ». В новейшей истории Грузии уже был подобный прецедент. Незадолго до падения режима Шеварднадзе единый кандидат от объединенной оппозиции выиграл довыборы в одном из округов Кахетинского региона. Бывшие власти не придали этому особого значения. Между тем это был первый знак того, что режим качнулся. Чем все завершилось, хорошо известно.
«Я считаю, что у нынешней оппозиции есть отличные шансы отрезвить власти. Многое, конечно, зависит от того, в какой обстановке пройдут выборы. Но в любом случае, думается, общественность от них выиграет – люди убедятся, что кроме «Национального движения» в стране есть другая серьезная сила. А если власти переборщат с использованием административного ресурса, то все еще существующая в обществе эйфория окончательно может сойти на нет», – полагает Паата Закареишвили. Вместе с тем он не уверен, что столь разношерстный альянс оппозиции станет «долгожителем» – в него вошли слишком разные силы, на данный момент преследующие свои конкретные и весьма локальные задачи. По его мнению, скорее всего после промежуточных выборов в парламент объединение развалится. «Впрочем, в случае успеха это не помешает им объединиться еще раз, скажем, перед будущими парламентскими выборами», – сказал Закареишвили «НГ».
═
Тбилиси