Постпред РФ при ЕС: 'Давать наши оценки «цветных революций» мы можем и в рамках диалога РФ–ЕС, и на других международных площадках'.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
– Владимир Алексеевич, расскажите, пожалуйста, о задачах, которые стоят перед вами в Брюсселе.
═
– Постпредство в Брюсселе – одно из крупнейших российских загранучреждений. Учитывая разносторонний характер отношений с Европейским союзом, в постпредстве будут работать эксперты из большинства российских министерств и ведомств. Президент и премьер-министр, который по счастливому стечению обстоятельств является моим предшественником в Брюсселе, поставили задачу превращения этого представительства в координирующий центр на всем пространстве Европейского союза, и эта задача будет выполнена на соответствующем уровне.
═
– Как идет подготовка к очередному саммиту РФ–ЕС в условиях кризиса, вызванного провалом Европейской Конституции?
═
– Я занимаюсь отношениями с ЕС с 1999 года, участвовал в подготовке 13 саммитов РФ–ЕС из 15. Шестнадцатый саммит пройдет 4 октября в Лондоне. На сентябрь назначена целая серия контактов на разных уровнях и наше представительство в Брюсселе будет осуществлять соответствующую координацию.
Сегодня в Евросоюзе все далеко не просто, в том числе в связи с результатами референдумов по Европейской Конституции во Франции и Нидерландах, а также итогами июньского саммита, проходившего в драматической обстановке. Эффект этих событий неоднозначен для России. С одной стороны, чем больше было бы ясности в том, как устроен ЕС, тем проще нам было бы организовать свою работу. Например, в существующем проекте Конституции предусмотрено создание поста председателя – главы Евросоюза, который был бы нашим партнером на саммитах. Иными словами, мы всякий раз видели бы на другом конце стола одно лицо, а не разные лица, как сейчас, когда председатель меняется каждые полгода. Что касается внешнеполитической сферы, то Хавьер Солана, который является Высоким представителем ЕС по вопросам внешней политики и безопасности, должен был бы стать, согласно проекту Конституции, министром иностранных дел ЕС и одновременно заместителем председателя Европейской Комиссии (исполнительный орган ЕС. – «НГ»). В Комиссии сейчас есть комиссар по внешним связям г-жа Бенита Ферреро-Вальднер. Ее функции и функции Соланы должны были быть объединены.
С другой стороны, в нынешних непростых условиях Европейский союз естественно заинтересован продемонстрировать свою эффективность, свою востребованность. И наиболее реальное направление этой работы – это как раз отношения с третьими странами, в том числе с Россией.
═
– Какова повестка лондонского саммита?
═
– Это прежде всего двусторонние отношения Россия–ЕС, реализация решений Московского саммита, утвердившего «Дорожные карты» по формированию четырех общих пространств. Будет обсуждаться и так называемый «фактор 2007 года», учитывая, что 1 декабря 2007 года заканчивается 10-летний срок действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС. И хотя правового вакуума мы не ожидаем, поскольку соглашение содержит положение о его автоматическом продлении, ясно, что во многом это соглашение, подписанное еще в 1994 году, не отражает современный уровень отношений между РФ и ЕС. Его нужно обновлять. Пока окончательная форма будущего документа неясна, но в ближайшее время будет запущен механизм диалога по этому вопросу.
На саммите будут обсуждаться также актуальные международные проблемы. Это взаимодействие России и ЕС в ООН, ОБСЕ, а также ближневосточное урегулирование – здесь наши позиции весьма близки. Весьма активно в последнее время обсуждается тема урегулирования региональных конфликтов. Тема так называемого «общего соседства» также будет обсуждаться. И здесь мы не видим проблем для откровенного разговора.
═
– Как далеко Россия и ЕС готовы пойти в обсуждении ситуации в СНГ? Должны ли, на ваш взгляд, затрагиваться вопросы, касающиеся внутриполитической ситуации в этих странах, имея в виду произошедшие в ряде стран революции? Должна ли стать предметом обсуждения ситуация в Белоруссии?
═
– Официальная позиция России такова: мы не претендуем на монополию в том, что касается постсоветского пространства. Мы готовы развивать партнерский диалог с Евросоюзом – тем более, что ряд стран СНГ поставили перед собой цель интеграции в ЕС. Мы готовы обсуждать также перспективы взаимодействия с существующими структурами на пространстве СНГ, в первую очередь в экономической сфере, а это Единое экономическое пространство и ЕврАзЭС. Когда создавалось ЕЭП, естественно, были вопросы, как это увязывается с нашей работой по общему экономическому пространству с ЕС. На эти вопросы с нашей стороны давались исчерпывающие ответы. Что касается ситуации с замороженными конфликтами – а это Нагорный Карабах, Приднестровье, грузино-абхазский и грузино-осетинский конфликты, то со стороны ЕС есть интерес как к обсуждению этой проблемы, так и к содействию в урегулировании. Мы готовы рассматривать различные предложения и политического, и материального характера.
Следует иметь в виду, что каждый из упомянутых конфликтов имеет свой переговорный формат: по Нагорному Карабаху – это Минская группа; по Приднестровью – пятисторонний формат с участием двух конфликтующих сторон, России, Украины и ОБСЕ; по Абхазии – это ооновские структуры; по грузино-осетинскому конфликту – совместная комиссия. Может быть, это не идеальные форматы. Но тем не менее это оптимальные форматы, единственно приемлемые для всех сторон в упомянутых конфликтах. Если Евросоюз хочет и может содействовать прогрессу в рамках этих форматов, не расшатывая их, мы это только приветствуем. Такая позиция, кстати сказать, зафиксирована в Совместном заявлении РФ–ЕС, которое было принято еще в 2003 году на саммите в Риме.
Что касается внутриполитической ситуации в странах СНГ, то каждая из сторон вольна высказывать свои оценки. О каких-либо совместных действиях России и ЕС с целью воздействия на политическую ситуацию в той или иной стране речи не идет. Это касается и Белоруссии, и других государств. Давать же наши оценки «цветных революций» мы можем и в рамках диалога РФ–ЕС, и на других международных площадках.
═
– Будет ли обсуждаться в Лондоне вопрос избиения российских, а затем польских граждан соответственно в Варшаве и Москве?
═
– Я надеюсь, что это не тема для диалога России и ЕС. Это сугубо вопрос двусторонних отношений.
═
– Будут ли подписаны на саммите какие-либо соглашения?
═
– На саммитах вообще редко подписываются документы. Чаще они просто принимаются. Хотя бывают и исключения. Например, на саммите в Риме подписали соглашение о сотрудничестве России с Европолом. Сейчас, может быть, будет готов Меморандум по транспортному диалогу. Но не это является главным содержанием и результатом саммита.
═
– Как идет работа по вопросу упрощения и последующей отмены визового режима?
═
– Это будет одна из центральных тем в Лондоне. Нашими экспертами проделана весьма кропотливая и результативная работа по согласованию проекта соглашения с ЕС по упрощению визового режима и проекта соглашения о реадмиссии. Сейчас экспертно-техническая работа близка к завершению, требуются окончательные решения по некоторым вопросам с тем, чтобы соответствующие договоренности могли быть зафиксированы на предстоящем саммите. Следующий этап – перспектива отмены визового режима. Эта работа будет продолжаться.
Что касается двусторонних соглашений с рядом стран ЕС по упрощению визового режима (Германия, Франция, Италия, Кипр. – «НГ»), то они продолжают действовать. Есть понимание того, что они будут продолжать действовать в той части, которая не будет противоречить общему российско-еэсовскому соглашению. Причем есть интерес со стороны целого ряда стран ЕС к ускорению этой работы и даже готовность пойти на расширение базы этих двусторонних соглашений, если возникнут затяжки со стороны Европейской Комиссии.
═
– Как продвигается энергетический диалог?
═
– Энергетический диалог, запущенный в 2000 году, развивается достаточно успешно. В последние недели прошли встречи четырех рабочих групп энергодиалога. Есть договоренность с коллегами из ЕС, что к саммиту будет подготовлен шестой обобщающий доклад. С этой целью мы ожидаем в сентябре приезда в Москву генерального директора по вопросам энергетики в Европейской Комиссии г-на Франсуа Ламуре. Кроме того, буквально накануне саммита в Лондоне ожидается заседание Постоянного совета партнерства на уровне министров энергетики. Тогда же в Лондоне пройдет круглый стол промышленников, где вопросы энергодиалога также будут обсуждаться.
═
– Какая ситуация сегодня складывается с транзитом в Калининград через территорию ЕС?
═
– Договоренности о пассажирском транзите достигнуты еще в ноябре 2002 года на саммите в Брюсселе. И надо сказать, что за почти три года применения этих договоренностей особых нареканий нет. Но это не значит, что проблема решена окончательно. Литва находится на пути к Шенгену, и мы рассчитываем, что после ее присоединения к шенгенскому пространству условия передвижения российских граждан не ухудшатся. Что касается транзита грузов, то это проблема более многоплановая, учитывая многообразие грузов и вопросы, связанные с оформлением соответствующей документации, таможенной страховкой и т.д. Здесь трудностей было больше. Но на сегодняшний день можно сказать, что большинство этих проблем либо решено, либо решается.
═
– Правильно ли я понимаю, что в ближайшее время будет объявлено о подготовке нового всеобъемлющего соглашения с Европейским союзом?
═
– Я пока не буду предвосхищать форму, которую обретут результаты работы по «фактору 2007 года». Будет ли этого новое всеобъемлющее соглашение, или краткое рамочное соглашение с приложениями, или это будет новая редакция существующего соглашения – пока говорить преждевременно. Но диалог будет. Такая работа готовится и в Брюсселе, и в столицах стран – членов ЕС. Кстати, ныне действующее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве было предметом переговоров в течение трех лет.
═
Из досье «НГ»
Владимир Чижов родился в 1953 году. Окончил МГИМО, где изучал греческий, английский и французский. На дипломатической работе с 1976 года. В 1994–1996 годах – заместитель директора Второго Европейского департамента. В 1996 году – заместитель Высокого представителя по мирному урегулированию в Боснии и Герцеговине. В 1997–1999 годах – директор Третьего Европейского департамента. В 1999–2002 годах – директор Департамента общеевропейского сотрудничества МИД России. С марта 1999 года – член Коллегии министерства. С марта 2000 года – спецпредставитель МИД России по Балканам. С ноября 2002 года – заместитель министра иностранных дел (курировал отношения со странами Европы, Евросоюзом, Советом Европы, ОБСЕ и НАТО). С августа 2005 года – постоянный представитель при Европейских сообществах в Брюсселе. Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла. Отмечен государственными наградами.