Украинские военные считают, что могут участвовать в миротворческих операциях на равных с Россией.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В то время как на Украине разрастается политический скандал в окружении президента Виктора Ющенко, один из его приближенных – секретарь Совета национальной безопасности и обороны Петр Порошенко, ратующий за кардинальное реформирование силовых структур страны, продолжает настаивать на присутствии украинских миротворцев в так называемых горячих точках СНГ. И в этом, на первый взгляд, нет ничего предосудительного. Заметим, однако, что миротворчеством на постсоветском пространстве сегодня занимается только Россия.
Как заявил «НГ» начальник пресс-службы Минобороны РФ полковник Вячеслав Седов, в миротворческих операциях на территории государств СНГ участвуют более трех тысяч российских военнослужащих. Наибольший миротворческий контингент – около 1800 солдат и офицеров – выполняет задачи в зоне грузино-абхазского конфликта. Кроме того, 700 миротворцев действуют в Приднестровье и 580 – в Южной Осетии.
Украина способна выставить аналогичные силы. Ее миротворческие контингенты уже действуют в Ливане, Ираке, Сьерра-Леоне, в Косово, Эфиопии и Эритрее, в Конго и Либерии. Там служат около 3 тыс. украинских солдат и офицеров. Всего же начиная с 1992 года в разных странах миротворческие задачи выполняли 20 тыс. украинских военных. И, похоже, сегодня «постреволюционный» Киев не прочь составить конкуренцию Москве на поле миротворчества.
По словам Порошенко, ему известно о желании руководства Грузии видеть украинских миротворцев в зоне конфликтов, в частности в Абхазии и Южной Осетии. «Главное, чтобы Украина имела ключевую функцию миротворцев, а значит, чтобы ей доверяли обе стороны конфликта», – заявил недавно секретарь украинского СНБО.
Реакция абхазского и южноосетинского руководства на такие инициативы Киева и Тбилиси известна. Сухуми и Цхинвали официально выступили против изменения формата присутствия миротворцев на их территории. Видимо, понимая это, Тбилиси, добившийся уступок от России в вопросе о выводе ее военных баз с грузинской территории, пытается инициировать свой выход из Содружества. А заодно и дискредитировать миротворческую миссию в Абхазии, осуществляемую под эгидой СНГ. В июне, когда в Абхазии началась ротация российских миротворцев, депутат от Консервативной партии Грузии Звиад Дзидзигури, сославшись на майское постановление республиканского парламента, заявил о ее недопустимости. И решительно добавил: «Депутаты от нашей партии и поддерживающие их парламентарии готовы поставить вопрос о выходе Грузии из СНГ, а это означает, что российские миротворцы должны будут автоматически покинуть Абхазию».
Впрочем, официально Тбилиси так вопрос еще не ставит. Напротив, президент Михаил Саакашвили, посетив казанский саммит лидеров Содружества, заявил о заинтересованности своего государства в СНГ. В то же время Тбилиси хотел бы интернационализировать процесс урегулирования этих конфликтов. И здесь у него есть союзники по ГУАМ – Украина, Молдавия и Азербайджан. Кстати, в двух из этих трех стран есть свои горячие точки – Приднестровье и Карабах. И здесь украинские голубые каски также могли бы заявить о себе.
Теперь уже бывший секретарь украинского Совбеза Петр Порошенко не раз обсуждал эту проблему с лидером Приднестровья Игорем Смирновым, который благоволит к украинским миротворцам. Сегодня Украина представлена в Приднестровье лишь военными наблюдателями, тогда как сама миротворческая операция осуществляется силами России, Молдовы и ПМР. Кишинев настаивает на переводе этой операции под эгиду ОБСЕ с привлечением контингентов из стран Евросоюза. Тирасполь же – за сохранение нынешнего формата, доказавшего свою эффективность, и одновременное его расширение за счет Украины. МИД ПМР призвал Украину «принять более активное участие в обеспечении безопасности приднестровцев, среди которых – десятки тысяч граждан Украины и этнических украинцев».
Реакция России на такую позицию руководства Приднестровья пока сдержанная. В Москве понимают, что инициативы Кремля по урегулированию конфликта в ПМР уже исчерпаны и сейчас он, видимо, действует по осторожному принципу: «Не навредить». А миротворцы из Украины, мол, конкуренцию для россиян не составят... Ну а вот если в зону конфликта войдут голубые каски Евросоюза или НАТО, это будет полным фиаско для Москвы.
Таким образом, ситуация с военным присутствием России в конфликтных зонах на постсоветском пространстве складывается непростая. Налицо стремление Киева стать здесь полноправным конкурентом Москвы. Пока что это лишь планы и стремления. Как Украина реально сможет участвовать в миротворческих процессах на территории СНГ – покажет время. Пока неясно, сможет ли Киев за свой счет содержать голубые каски в зонах конфликта. Сейчас в Ираке, Сьерра-Леоне, Косово и в других странах украинских миротворцев содержат ООН, США или НАТО. Возьмут ли они на себя такое бремя в ПМР и других горячих точках СНГ – еще вопрос.