Нурсултан Назарбаев уверен в поддержке рядовых казахстанцев.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев не хочет торопиться с политическими реформами в стране. Он и сейчас обещает провести в стране демократические преобразования, однако их сроки в очередной раз сдвигаются на более отдаленные: Назарбаев предлагает не спешить и называет более подходящий для реформ временной отрезок – 2006–2011 годы.
Свои идеи по демократизации страны президент озвучил на открытии сентябрьской сессии республиканского парламента. Там же предложил вынести их на всенародное обсуждение, то есть привлечь к работе над программой политические партии, общественные организации и НПО. О всенародном референдуме вопрос не поднимался.
Интересно, что ничего кардинально нового Назарбаев не предложил. Расширение полномочий парламента, возможное увеличение количества депутатов, введение института выборности акимов (руководителей местных администраций), усиление роли политических партий – все это звучало и раньше. И всякий раз казахстанская оппозиция настаивает на скорейшем проведении этих изменений. Однако Назарбаев призывает отнестись ко всем новшествам осторожно и не проявлять излишней поспешности. «Красивыми и броскими фразами нельзя подменить кропотливую каждодневную работу. Идеализм в политике чреват плачевными последствиями. Мы не можем рисковать будущим наших детей, чтобы одним опрометчивым шагом перечеркнуть все, чего мы с таким трудом добились», – говорит он.
Интересно, что еще год назад не кто иной, как Назарбаев заявил о необходимости проведения политических реформ в стране. В частности, речь шла о введении института выборности акимов (руководителей местных администраций), расширений полномочий парламента, в том числе предоставление парламенту функций контроля бюджетных расходов и права утверждения руководителей профильных министерств, а также об увеличении числа депутатов мажилиса (нижней палаты) парламента, избираемых по партийным спискам. Планов у президента было немало. Стране был представлен значительный пакет политических реформ, завершить которые предполагалось до 2007 года. При этом значительная часть предлагаемых новшеств требовала изменений Конституции Казахстана.
Год назад предложения Назарбаева по политреформам были расценены большинством экспертов как первые предвыборные шаги президента. Тем более что задержка с политическими переменами в стране была одним из главных козырей оппозиции, утверждавшей, что Назарбаев намеренно затягивает демократические реформы, консервирует удобную для него политическую систему. Поэтому эксперты были уверены, что обещанную модернизацию президент начнет проводить в ближайшее время, с тем чтобы выбить у оппозиции рычаги возможного влияния на электорат.
В середине августа в Казахстане были даже проведены экспериментальные выборы сельских акимов, но о широком распространении эксперимента вопрос даже не поднимается. Да и сами те выборы в стране уже окрестили политическим фарсом, поскольку они проходили по принципу «сверху вниз»: кандидатов в акимы предлагал не народ, а руководитель области. Не было на августовских выборах сельского начальства и кандидатов-самовыдвиженцев.
Теперь же, в преддверии президентских выборов, которые состоятся 4 декабря 2005 года, Назарбаев, уже официально объявивший, что намерен баллотироваться на очередной президентский срок, заговорил об осторожности в реформах. «Власть – это прежде всего ответственность. И я со всей ответственностью утверждаю – мы можем действовать только наверняка. Второго шанса история нам не даст», – убежденно заявил президент.
Большинство казахстанских экспертов, в том числе и представители аналитического центра при администрации президента, пожелавшие остаться неназванными, заявили «НГ», что такая перемена ориентиров означает только одно: Назарбаев полностью уверен в своей победе на предстоящих выборах. Его рейтинги среди населения даже по независимым социологическим опросам превышают необходимые 50 и один процент. Поддержка международного сообщества казахстанскому президенту также обеспечена: главные игроки на центральноазиатской арене – Россия, США, Китай скорее всего окажут поддержку именно Назарбаеву. Даже в сторону ОБСЕ, давно уже критически настроенной к нынешней казахстанской власти, был сделан необходимый политический реверанс: в августе Конституционный совет Казахстана признал не соответствующими Конституции законы, ужесточающие контроль за деятельностью международных неправительственных организаций, против которого жестко выступали не только местные НПО, но и ОБСЕ. Теперь же представители этой организации заявляет, что решение Конституционного совета подтвердило стремление Казахстана к подлинной демократизации..
═
Алма-Ата