К сожалению, бывает так, что глубокие разногласия в отношении того, как бороться с нависшими над нами угрозами, получают лишь отражение, а не устраняются на международных форумах. Примером этому послужила и Конференция по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), работа которой завершилась 27 мая и на которой государствам – участникам этого договора не удалось достичь никакой существенной договоренности.
На протяжении 35 лет ДНЯО является одной из основ нашей глобальной безопасности. Участие почти всех государств в этом договоре позволило глубоко укорениться норме, направленной против распространения ядерного оружия, и не позволило сбыться предсказаниям о том, что сегодня ядерным оружием будут обладать 25 или более государств. Однако сегодня ДНЯО переживает двойной кризис соблюдения и доверия. Делегаты на продолжавшейся в течение месяца конференции (проводящейся каждые пять лет) не смогли предложить миру никаких решений по устранению нависших над нами серьезных ядерных угроз. И хотя достижение договоренности может быть более трудным делом в условиях кризиса, именно в такие моменты данная задача требует обязательного решения.
Позвольте внести ясность: тот факт, что участники конференции по рассмотрению действия договора не достигли никакой договоренности, не приведет ни к созданию, ни к нарушению основанного на ДНЯО режима. Подавляющее большинство государств-участников признают его неувядающие преимущества. Но невозможно уйти от того факта, что наблюдаются трещины в каждом из столпов договора – в области нераспространения, разоружения и мирного использования ядерной технологии – и что каждая из этих трещин требует безотлагательного ремонта. Со времени проведения прошлой Конференции по рассмотрению действия договора в 2000 году КНДР объявила о своем выходе из договора и заявила о том, что она обладает ядерным оружием. Ливия признала, что на протяжении ряда лет она работала над тайной программой по созданию ядерного оружия. А МАГАТЭ обнаружило, что в Иране ведется необъявленная работа по обогащению урана.
Ясно, что основанный на ДНЯО режим не поспевает за темпами развития технологий и глобализации. Если когда-то единственной задачей для ДНЯО являлось обеспечение нераспространения ядерного оружия между государствами, разоблачения того, что А.К. Хан и другие широко занимались незаконным оборотом ядерной технологии и ноу-хау, продемонстрировали уязвимость режима нераспространения перед действиями негосударственных субъектов. Составители договора вряд ли могли себе представить, что нам придется неустанно вести работу по предотвращению приобретения и использования террористами ядерного оружия и соответствующих материалов. И хотя наблюдается прогресс в направлении разоружения, в мире по-прежнему хранится 27 тыс. ядерных боеприпасов, многие из которых и сейчас готовы к немедленному применению.
В то же время те межправительственные органы, которые призваны решать эти проблемы, парализованы. В Женеве Конференция по разоружению на протяжении восьми лет не может достичь договоренности в отношении программы работы. Комиссия ООН по разоружению становится все более второстепенным органом, в результате работы которого не было заключено ни одного реального соглашения с 2000 года. Конференция по рассмотрению действия ДНЯО не стала исключением. Почти две трети времени было потрачено на проведение прений по повестке дня и организации работы, а не на обсуждение по существу вопроса о том, как укрепить режим нераспространения ядерного оружия.
В своем выступлении на открытии конференции я заявил, что успех будет зависеть от признания всех ядерных опасностей, угрожающих человечеству. Я высказал предостережение о том, что конференция зайдет в тупик, если отдельные делегаты сосредоточат внимание на некоторых, а не на всех угрозах. Одни государства-участники делали упор на том, что серьезную угрозу представляет распространение ядерного оружия, другие же утверждали, что опасность для нас создают существующие ядерные арсеналы. Одни настаивали на том, что распространение технологий ядерного топливного цикла создает неприемлемую угрозу распространения ядерного оружия, другие же, напротив, заявляли, что не должно быть препятствий на пути к получению доступа к ядерной технологии в целях ее мирного использования. В конце делегации, к сожалению, упустили возможность подтвердить достоинства всех этих аргументов. В результате они не смогли продвинуться по пути укрепления безопасности, чтобы оградить нас от любой из нависших над нами угроз.
═
Как же тогда мы можем преодолеть этот паралич?
═
В тех случаях, когда многосторонние форумы проявляют нерешительность, руководящую роль должны брать на себя лидеры. В сентябре этого года главы государств и правительств более чем 170 стран соберутся в Нью-Йорке для утверждения широкомасштабной повестки дня в целях обеспечения прогресса в области развития, безопасности и прав человека для всех государств и всех народов. Я взываю к ним найти выход из тупиковой ситуации на пути решения наиболее насущных проблем в области нераспространения ядерного оружия и разоружения.
Если они не смогут сделать это, их народы зададутся вопросом о том, как в условиях нынешнего мира им не удалось выработать общую позицию в отношении уменьшения реальной угрозы, создаваемой ядерным оружием.
Для придания новой силы ДНЯО потребуется принятие мер на многих направлениях. Для укрепления механизма проверки и повышения доверия к режиму лидеры должны договориться о превращении Дополнительного протокола МАГАТЭ в новый стандарт проверки соблюдения обязательств по нераспространению. Мировые лидеры должны найти пути, как совместить право на мирное использование ядерной энергии с требованием о нераспространении. Этот режим не будет устойчивым, если гораздо большее число государств достигнет разработки наиболее важных этапов топливного цикла и будет оснащено технологией для производства ядерного оружия в короткие сроки. Первым шагом могла бы стать разработка стимулов добровольного отказа государств от создания мощностей для топливного цикла. Я высоко оцениваю работу МАГАТЭ и его генерального директора Мохамеда Эль Барадея, направленную на продвижение вперед по пути формирования консенсуса по этому жизненно важному вопросу, и я настоятельно призываю мировых лидеров присоединиться к нему в осуществлении этой миссии. Лидеры должны также пойти дальше пышных фраз в решении вопроса о разоружении. Крайне необходимо, чтобы все государства безотлагательно приступили к переговорам по договору о запрещении производства расщепляющегося материала. Все государства должны также подтвердить свою приверженность мораторию на испытания и скорейшему введению в действие Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Я также надеюсь, что лидеры серьезно подумают над вопросом о том, что еще можно было бы сделать для уменьшения – необратимого уменьшения – числа и значения ядерного оружия в мире.
Принятие на сентябрьской встрече на высшем уровне смелых обязательств вдохнет новую жизнь в работу всех форумов, занимающихся вопросами разоружения и нераспространения. Их принятие приведет к уменьшению всех рисков, перед лицом которых мы находимся, – ядерных аварий, незаконного оборота и использования террористами ядерного оружия и его использования самими государствами. Эта программа является грандиозной, а некоторых она, возможно, пугает. Однако последствия неудачи представляются гораздо более устрашающими. Решение находится в пределах нашей досягаемости, мы не должны упускать эту возможность.