Апас Джумагулов уверен, что отношения России и Киргизии можно вывести на качественно новый уровень.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
– Апас Джумагулович, какие у вас отношения с новым руководством Киргизии? Ведь послом в Германии вы работали при прежнем президенте и одно время были даже премьером?
═
– Отношения с новым руководством я бы охарактеризовал как ровные, деловые. С Курманбеком Бакиевым в разные годы я уже работал. Когда я был премьером, он был губернатором Джалал-Абадской и Чуйской областей. Так же и с Феликсом Куловым: бывшим губернатором Чуйской области, мэром Бишкека, министром. Поэтому сложностей и недопонимания у нас нет. Нужно просто работать, делать свое дело. Интересы моей Киргизии были и будут превыше всего. Это для меня святое.
═
– Как вы оцениваете предвыборные соглашения Курманбека Бакиева и Феликса Кулова?
═
– Произошло то, чего на самом деле многие ждали. Тандем Бакиев–Кулов – это сильный ход. Пусть не обижаются другие кандидаты, но именно эти два человека и способны сейчас снять все вопросы, стоящие перед Киргизией. Хотя бы уже потому, что один с севера, другой – с юга. Еще 15–20 лет назад такой «географической» проблемы у нас не было. Создали ее мы сами, прежде всего политики, а теперь пожинаем плоды. Очень важно, что Бакиев и Кулов преодолели психологический барьер, пошли навстречу друг другу и крепким рукопожатием сняли многие вопросы. Уверен, что их тандем может переломить ситуацию в стране.
═
– Как вы расцениваете свое назначение в Россию?
═
– Это и престижно, и огромная ответственность. Мы должны понимать и ценить роль России для Киргизии и в экономике, и в сфере образования, и в развитии нашей культуры. Свою задачу сформулировал бы так: не просто развивать, а поднять на качественно иной уровень киргизско-российские отношения. В рыночных условиях экономические и иные связи должны быть взаимовыгодными, эффективными, перспективными.
Конфликтных, спорных проблем между нашими странами нет. Мы поддерживали и поддерживаем добрые предсказуемые отношения, всегда с пониманием относились к тем или иным предложениям и поддерживали друг друга и при формировании ОДКБ, и в рамках ЕврАзЭС, и в структурах СНГ, и во всех международных организациях: ООН, ВТО и других. Но резервы есть, особенно в экономических, образовательных и культурных связях. Сейчас нужно проанализировать, что в этих уже устоявшихся механизмах срабатывает, а что нет. Хотя приняты десятки документов, к сожалению, многие из них так и остались на бумаге. Есть области, в которых нам с Россией надо сотрудничать максимально активно. Например, в энергетике. С прошлого года Киргизия начала поставлять электроэнергию через Казахстан в Россию. Совместное с Россией строительство гидроэлектростанций в Киргизии принесло бы долговременные, устойчивые дивиденды обеим странам.
═
– Но у «РАО ЕЭС» сейчас проблемы... Не отразится ли это на совместных киргизско-российских энергетических проектах?
═
– Наоборот, наше сотрудничество в этой сфере сняло бы многие проблемы в российской энергетике. Здесь речь идет не только об устарелости оборудования. Речь идет о том, что наши генерирующие гидроэлектростанции могли бы снять определенную часть дефицита напряжения, особенно в часы пиковой нагрузки. Дело в том, что гидроэлектростанции среднего и верхнего Нарынского каскада ГЭС будут работать на чисто энергетическом режиме, так как ирригационный Нижне-Нарынский каскад с крупнейшим Токтогульским водохранилищем уже построен и успешно работает. Мы можем подавать электроэнергию на Южный Урал, а оттуда можно было бы направлять перетоки в европейскую часть. Я думаю, что в этом плане Единая энергетическая система бывшего Союза была умнейшим проектом, который начал уже претворяться в жизнь. Можно было бы общими усилиями в интересах всех регионов завершить этот уникальный проект. Это бы сняло многие вопросы устойчивого энергоснабжения. А в эффективности гидроэлектростанций сомнений нет. Это одна из самых дешевых энергий, причем возобновляемая.
Кроме того, сегодня мы ведем активную работу по строительству алюминиевого завода. Этим проектом заинтересовался «Русский алюминий». Если в этом году будет достигнуто политическое соглашение, то уже в следующем можно приступить к составлению технического обоснования, проекту и строительству завода.
═
– На ваш взгляд, ситуация в Киргизии позволяет российским инвесторам начать строительство крупных заводов?
═
– Новое руководство добивается прозрачности инвестиционного климата и борется с коррупцией. Все это, безусловно, расчистит дорогу инвесторам. После мартовских событий экономика Киргизии в значительной степени пострадала. Особенно туристический бизнес. Инвестировать сегодня опасаются, это и понятно, ждут 10 июля. Но терять не следует ни минуты, надо работать.
═
– Намерены ли вы активно привлекать российских инвесторов?
═
– Да, уже сейчас мы готовы предложить им ряд интересных проектов в горнорудной, особенно в цветной, металлургии, в добыче угля, производстве поликристаллических и монокристаллических полупроводниковых материалов, поиске и производстве серебра, золота, висмута, полудрагоценных материалов. Много проектов в машиностроении, туризме, переработке сельхозпродукции. Через пару недель ряд строительных объектов выставляются на тендер. Также мы готовы предложить российским фирмам участие в разработке киргизских месторождений золота. Есть возможности сотрудничества в области машиностроения, в производстве сложнейших приборов, материалов, в том числе из базальта.
Мы сегодня должны России около 160 млн. долл. Поэтому всерьез рассматриваем возможность передачи России ряда киргизских предприятий в счет погашения этого долга. В списке сегодня значится 15 предприятий.
═
– Ранее уже шла речь о передаче предприятий в обмен на долг. Разве они не были переданы?
═
– Нет. До сих пор та хорошая программа не была реализована. Так что одна из главных задач посольства – это экономическая дипломатия. Российским бизнесменам принадлежит Майли-Сайский электроламповый завод, опытный завод электровакуумного машиностроения, завод ОРЭМи, выпускающий нужные трансформаторы, электродвигатели, и многие другие предприятия. Но возможностей намного больше.
═
– Завершена разработка новой редакции Конституции Киргизии. Что принципиально нового будет в Основном законе?
═
– В новой редакции Конституции, во-первых, должны быть предельно четко прописаны законы, гарантирующие страну от единовластия. Такой нормы в прежней Конституции не было. Лейтмотивом нового Основного закона будут вопросы распределения прав и ответственности между ветвями власти. Что касается будущего государственного устройства, то тут пока еще ясности нет. Есть два варианта: парламентская либо президентско-парламентская республика. Сторонников больше у первого, парламентского, варианта. Кроме того, в будущем предлагается избирать президента Киргизии только на один срок, который будет ограничен пятью годами. Полагаю, надо исключить всякую возможность, даже в мыслях, продления президентских полномочий. Кроме того, изменения в новую Конституцию может вносить только парламент. Исключаются референдумы. Президент вносит в парламент кандидатуру премьера. В любом случае ответственность парламента и правительства будет на порядок выше. Парламент предлагается увеличить с 75 до 105 человек. Естественно, все это будет еще обсуждаться.
Необходимо также законодательно решить вопрос двойного гражданства с Россией. Сегодня для Киргизии это важно. Известно, что в России сейчас работает около 300–400 тыс. наших граждан. С разрешением двойного гражданства удалось бы решить и проблему русскоязычного населения нашей республики. А то ведь в последнее время из Киргизии начался вновь отток русских. Киргизия сегодня к такому шагу готова. Последнее слово за Россией.