Недавно был создан Совет российских соотечественников Таджикистана. Потребность в таких структурах в таджикском обществе сложилась давно. Конечно, это не единственная неправительственная организация (НПО) на территории этой страны.
При этом анализ основных направлений деятельности НПО в странах СНГ важен не только с точки зрения понимания того, какие сценарии развития предлагаются этим государствам заинтересованными игроками и какое место в этих сценариях уготовано России. Сегодня у России есть достаточный потенциал, чтобы, используя опыт зарубежных государств и наработанные механизмы структурирования гражданского общества, инициировать создание НПО, способных стать инструментом реализации российской внешней политики.
Страны СНГ, и Таджикистан в этом смысле не исключение, сегодня являются площадкой, на которой реализуются технологии массовой переориентации на иные ценности, за которыми, как правило, стоят конкретные государства с их представлениями о том, как должен развиваться тот или иной регион. Нередко мы отстаем от этих процессов, отдавая инициативу. Так, в Таджикистане действует 5 информационно-культурных центров зарубежных стран. Вопрос же о создании Российского центра науки и культуры до сих пор остается открытым и отнюдь не по вине внешнеполитических ведомств России и Таджикистана.
Отказ Москвы от активного лоббирования своих стратегических интересов на постсоветском пространстве в условиях жесткой конкуренции за влияние на ситуацию в странах СНГ чреват негативными последствиями и фактически означает превращение нашей страны в изолированное государство, окруженное в лучшем случае нейтральными, а в худшем – враждебно настроенными государствами.
Поэтому важно наладить диалог с теми странами, с которыми у России сложились тесные отношения. И создание организации, которая ставит задачу содействия российско-таджикскому диалогу, – один из первых шагов по формированию качественно новых инструментов реализации российской внешней политики на постсоветском пространстве.
По итогам Комплексного мониторинга, проведенного в 2004 году по заказу МИД России в Таджикистане, большинство респондентов дали позитивную оценку современному состоянию российско-таджикских отношений, отметив их «партнерский характер». Несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию и ярко выраженные миграционные настроения, характерные как для титульного, так и для русскоязычного населения (по данным таджикского информагентства «Азия плюс» около 80% молодых таджиков намерены покинуть страну), участники опроса позитивно оценили усилия официальных властей республики по поддержке русского языка и культуры.
Объективные причины, способствующие упрочению позиций русского языка в Таджикистане, – сохранение у таджикской интеллигенции стремления к восстановлению общего культурного и информационного пространства с Россией; статус страны – экспортера рабочей силы в Россию, что требует знания русского языка; принятие мер, направленных на расширение российско-таджикского экономического сотрудничества. Особая тема – трудовая миграция. По неофициальным данным, в период сезонных работ около 1 млн. молодых людей выезжает на заработки в Россию.
Правда, участники опроса отмечают, что таджики в России зачастую воспринимаются как обуза, в то время как они могут представлять собой серьезный экономический ресурс. Российской стороне предлагалось внимательно изучить социально-экономические и иные характеристики таджикской диаспоры в России и определить, какая часть диаспоры полезна для России, а кого надо депортировать. Одна из возможных моделей преодоления негативных последствий стихийной миграции – консолидация таджикской диаспоры в Москве на основе НПО, через которую можно контролировать негативные процессы в диаспоре и формировать ее позитивный имидж.
Хотя результаты исследования показали, что в целом имидж современной России в Таджикистане довольно противоречив. Вызвано это тем, что российских экономических, гуманитарных и культурных структур в республике не так уж много. При том что рейтинг российского руководства и уровень доверия к проводимой госструктурами России политике высок: 74% опрошенных позитивно оценили деятельность российских государственных организаций. России доверяют и России верят.
При этом выросло целое поколение молодежи, крайне мало знающее о российской истории, культуре, вкладе в развитие Таджикистана. Респонденты из различных возрастных групп обращали внимание на необходимость усиления российского экономического и гуманитарного присутствия в Таджикистане. В том числе в сфере создания условий для привлечения российских инвестиций, организации филиалов российских банков, создания стабильной системы студенческого и научного обмена.
Приходится констатировать, что пока эта ниша заполняется НПО, созданными на средства третьих стран, чья деятельность далеко не всегда ограничивается гуманитарной миссией. Опыт Таджикистана показывает, что именно американские, швейцарские, иранские, японские фонды позиционируют себя как наиболее активных проводников гуманитарной политики в регионе, формируют пулы поддержки в среде общественно-политического и интеллектуального истеблишмента.
В том числе и в сфере оценки и прогноза состояния и развития российско-таджикских отношений. Так, постоянный мониторинг ситуации в сфере российско-таджикского диалога финансируется иранскими фондами и центрами и впоследствии используется Ираном как основа для принятия внешнеполитических решений.
Эта ситуация должна быть скорректирована. Начинать надо с элементарного: мониторинга общественно-политического и гуманитарного потенциала НПО, действующих в странах СНГ, в том числе для выявления партнеров взаимовыгодного сотрудничества с российскими организациями и создания на их основе постоянно действующей переговорной площадки.