Девятого мая я с радостью принял участие в торжествах, посвященных 60-летию Победы в Москве. Хотя День Победы в России всегда был неординарным праздником, на этот раз у него было особое значение. В этом году в праздничных мероприятиях впервые принимала участие Германия в лице федерального канцлера Герхарда Шрёдера. Таким образом, произошло окончательное историческое примирение между объединенной Германией и Российской Федерацией. Президент Владимир Путин поступил правильно, сделав в своей речи в ходе парада на Красной площади акцент на первостепенной важности этого примирения.
Для нас в Европейском союзе данное примирение имеет особое звучание. В тот же день, 9 мая, но только 55 лет назад министр иностранных дел Франции Робер Шуман сделал заявление, положившее начало процессу, приведшему со временем к появлению Европейского союза. Тогда примирение бывших противников во Второй мировой войне (особенно Франции и Германии) заложило крепкий фундамент для ЕС. Последовавшее теперь схожее примирение между бывшими врагами и жертвами во Второй мировой и холодной войнах, создает основу для окончательного объединения европейского континента.
15-й саммит ЕС–Россия 10 мая в Москве был посвящен практической работе по реализации этого объединения. Сконцентрировавшись скорее на будущем, чем на прошлом, после двух лет напряженного труда участники саммита одобрили всеобъемлющий пакет «дорожных карт» по созданию так называемых общих пространств экономики, свободы, безопасности и правосудия, внешней безопасности, науки, образования и культуры.
Подписав «дорожные карты», мы вывели отношения ЕС–Россия на более высокий уровень. Согласованный документ содержит внушительную рабочую программу, рассчитанную на предстоящие годы, в течение которых мы будем интенсифицировать наше сотрудничество в таких областях, как энергетика, торговля, борьба с оргпреступностью и терроризмом, нераспространение ОМУ, региональные конфликты, образование и научные обмены.
Главная задача нашей работы – устранить барьеры, существующие между нами. В экономической области мы хотим развивать торговлю и инвестиции в обоих направлениях, создать предсказуемую, юридически безопасную институциональную структуру, позволяющую достичь этих целей. Грядущее вступление России в ВТО станет важным шагом в этом направлении.
В области свободы, безопасности и правосудия мы хотим облегчить передвижение граждан ЕС и России – бизнесменов, студентов и туристов – в обоих направлениях. Мы также намерены посредством укрепления взаимодействия наших правоохранительных структур и органов юстиции найти способы для решения растущих проблем нелегальной иммиграции, оргпреступности, торговли людьми. Мы стремимся активизировать сотрудничество в борьбе с терроризмом, осуществляя ее на незыблемой основе соблюдения прав человека и фундаментальных свобод. Мы хотим расширить межчеловеческие контакты и обмены, чтобы сблизить наши общества и укрепить общие ценности демократии и свободы.
В сфере внешней безопасности мы планируем активизировать взаимодействие на международной арене. Наше уже эффективное сотрудничество по урегулированию региональных конфликтов на Ближнем Востоке и на Балканах, а также по сдерживанию распространения ОМУ, следует расширить. Расширить таким образом, чтобы оно распространялось и на наше общее соседство, где у нас есть общий интерес и ответственность помочь странам-соседям найти путь к стабильности и процветанию, при этом никоим образом не посягая на их суверенитет. Очевидно, что улучшенное и более тесное сотрудничество России и ЕС могло бы способствовать переменам в так называемых «замороженных» конфликтах в Молдавии, Грузии, Армении и Азербайджане.
Мы уже добиваемся хороших результатов в борьбе с терроризмом и противодействии распространению ОМУ. У нас уже есть длинный список согласованных областей усиленного взаимодействия в кризисном управлении. И, на мой взгляд, можно было бы предпринимать дальнейшие шаги для усиления нашего сотрудничества по предотвращению конфликтов. В глобализованном мире, в котором мы живем, мы должны и думать глобально. Те, у кого есть возможность внести вклад в улучшение мира, обязаны действовать. Россия и Евросоюз среди этих активных игроков. Чем лучше наша способность решать задачи, тем сильнее будет результат нашего воздействия.
Наконец, в области науки и образования мы хотим активизировать студенческие обмены и укрепить связи между университетами, научными и культурными учреждениями, подчеркнув таким образом, что у нас общая история и общее будущее. Важным аспектом этого является образовательный обмен. И поэтому я рад отметить, что мы достигли соглашения о создании в МГИМО Европейского института. Мы также хотим укрепить наше сотрудничество в ключевых исследовательских проектах, направленных в будущее. В частности, речь идет об изменении климата, новых технологиях, сотрудничестве в космосе, новых источниках энергии.
Из всего вышесказанного следует, что впереди, уже в самом ближайшем будущем, нам предстоит немало потрудиться. Таким образом, в предстоящие месяцы ключевым словом становится «реализация». Нам необходимо собрать экспертов и чиновников, умножить контакты и позволить политическому руководству России и ЕС воплотить амбициозный проект в жизнь. Судя по характеру дискуссий на московском саммите, обе стороны определенно хотят, чтобы это произошло. Порой у меня возникает чувство, что мы тратим больше времени на составление планов по сотрудничеству, чем на само сотрудничество. Я хочу изменить это, активизировав переход от теории к практике. Мой опыт подсказывает, что в тех областях, где ЕС и Россия действительно сотрудничают, мы делаем это хорошо и результат заметен. Нет иного, лучшего способа построить доверие между нами.
Это не означает, что все будет просто. У Евросоюза и России есть разногласия, и порой переговоры оказываются жесткими – каждая сторона отстаивает собственные интересы. Однако, будучи стратегическими партнерами, мы оба обязуемся находить решения, продолжать открытый и откровенный диалог по всем важным для наших отношений вопросам. В этом смысле наши отношения пережили кардинальные перемены – старые подозрения сменились сотрудничеством и доверием. И эта тенденция очевидна.
Конечно, общество несколько разочаровано тем, что мы не смогли в этот раз прийти к согласию по сложным вопросам облегчения визового режима и реадмиссии. Однако переговоры продолжатся, и мы надеемся достичь консенсуса до нашего следующего саммита в октябре этого года.
К сожалению, мы также не сумели подписать в рамках прошедшей встречи в верхах соглашения о границах между Россией и Латвией, Россией и Эстонией, на что мы поначалу надеялись. Мы очень рады, что 18 мая российский и эстонский министры иностранных дел все-таки поставили подписи под договорами о границе двух стран. Надеемся, что вскоре Москва подпишет соответствующий документ и с Ригой. Примирение и добрые отношения между странами Балтии и Россией важны для наших усилий по укреплению связей ЕС и РФ.
Не секрет, что некоторые аспекты демократического развития России, включая соблюдение прав человека и ситуацию в Чечне, вызывают озабоченность Европейского союза. В то же время мы ведем очень откровенный и открытый диалог по этим вопросам. Мы пытаемся вместе найти решения, которые изменят ситуацию и при этом будут отвечать озабоченностям обеих сторон. А это очень важно. Речь идет не о том, чтобы учить кого-то жизни, речь о том, чтобы находить решения на базе общих ценностей, на которые опирается наше стратегическое партнерство.
За один день объединения Европейского континента после целого века конфликтов и раскола не добиться. Однако 9–10 мая был сделан важный шаг. Мы в Евросоюзе обязуемся активизировать практическую работу, необходимую для превращения этого видения в реальность. Сегодня в Европе действительно сложно представить себе более важную и неотложную задачу.