0
1335
Газета Дипкурьер Интернет-версия

23.05.2005 00:00:00

Хождение Лаврова за море

Тэги: россия, япония, лавров


россия, япония, лавров После того как премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми посетил Москву 9 мая, Владимиру Путину было бы неловко отказаться от намерения совершить визит в Японию, полагают в Токио.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

В отношениях между Россией и Японией не проходит и месяца без значимых событий или контактов. В торжествах в Москве по случаю 60-летия Победы участвовал японский премьер Дзюнъитиро Коидзуми. Он приехал, несмотря на ранние оговорки, что «может не прибыть из-за занятости». В конечном счете премьер смог отложить свои занятия и вовремя оказаться там, где были почти все его коллеги по «большой восьмерке». В конце апреля в заседании Российско-японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам в Токио участвовал глава Минпромэнерго Виктор Христенко. 30–31 мая состоится запланированный визит в Японию главы МИДа Сергея Лаврова.

Приоритетна ли Япония?

Несмотря на подобную активность между Москвой и Токио, агентство Киодо Цусин буквально через несколько дней после отъезда Коидзуми из Москвы понизило рейтинг российско-японских отношений. Согласно информированным источникам, администрация президента изъяла Японию из списка приоритетных направлений деятельности российской дипломатии в Азии, где она до этого находилась в одном ряду с Китаем, Индией и Индонезией, сообщило агентство 13 мая. Теперь она якобы оказалась в некоем «списке № 2».

В действительности признаков того, что Кремль задвинул Страну восходящего солнца в сфере своего внимания за Индонезию, не наблюдается. Не исключено, что журналисты (или их главный источник – японские дипломаты) подобным образом прореагировали на какие-то шероховатости в кремлевском протоколе, например, при рассадке послов на официальном завтраке или обеде и т.п. Возможно, это вообще недоразумение, связанное с тем, что в любом списке, составленном в алфавитном порядке кириллицы, Япония оказывается позади не только Индонезии, но и всех других стран.

В любом случае, вопрос поставлен ребром, и на него предстоит ответить Лаврову в Токио – не столько в речах и тостах, сколько сутью своих переговоров с японскими партнерами.

Подготовка визита Владимира Путина

Как ожидают японские дипломаты в Москве, Сергей Лавров объявит, наконец, сроки визита российского президента в Японию. Ранее сам Владимир Путин обещал приехать в первой половине текущего года, однако конец этого полугодия стремительно приближается, и японцы уже готовы принять российского лидера в любое время до конца года. При этом они твердо верят, что визит все же состоится.

Более того, маневр Коидзуми с первоначальным неприездом, а потом все же приездом как бы повысил значимость обменов на высшем уровне. Теперь после этого знака внимания Путину было бы неловко отказаться от уже неоднократно подтверждавшегося намерения совершить визит. По крайней мере так это выглядит по логике дипломатов.

Те же японские дипломаты считают, что Лавров и его коллега Нобутака Матимура должны не только назначить сроки визита Путина, но вчерне проговорить его повестку. Что касается желаний японцев, то речь идет о включении в программу переговоров между Путиным и Коидзуми территориальной проблемы.

Другие темы переговоров – торгово-экономические связи и международные проблемы – каждая имеют свои нюансы, но в целом серьезных трудностей не представляют. Более того, по важнейшим международным проблемам, включая нераспространение оружия массового уничтожения и реформу ООН, позиции России и Японии совпадают либо близки и каких-либо трудностей в их согласовании не предвидится.

Разумеется, здесь есть и свои приоритеты. Например, в последнее время резко обострилась проблема создания Северной Кореей ядерного оружия. Это непосредственно затрагивает безопасность всех соседних стран, включая Россию и Японию. В то же время события развиваются так стремительно, что дипломаты не предсказывают долгих разговоров на эту тему в Токио – вопрос обсуждается в текущем порядке и может решиться раньше.

Есть сюжет, в котором особо заинтересован Токио и по которому он будет добиваться поддержки со стороны Москвы. Это предоставление Японии места постоянного члена Совета Безопасности ООН.

Экономическая база по-прежнему слаба

С конца прошлого года Москва и Токио взяли наконец курс на то, чтобы двинуть вперед торгово-экономические отношения и обеспечить общее сближение между странами. Результат этих усилий неоднозначен. С одной стороны, подписан двусторонний План действий, включающий весомую торгово-экономическую часть, добились увеличения товарооборота до 9 млрд. долл. в год. В то же время пока не оправдал ожиданий суперпроект в сфере энергетики – план строительства нефтепровода из российской Восточной Сибири до побережья Тихого океана (с целью дальнейшей перевозки нефти танкерами).

Официальный Токио явно испытывал завышенные ожидания по поводу этого проекта, а российская сторона вольно или невольно способствовала этому, когда заявляла, что нефтепровод пройдет от Тайшета до бухты Перевозная поблизости от порта Находка. Однако для японцев стал холодным душем приказ, изданный Христенко через неделю после возвращения из Токио в Москву: проект будет осуществляться в два этапа, сначала нефтепровод доведут до города Сковородино, что в Забайкалье.

Близость конца трубы к Китаю (ее первая стадия завершится в 69 км от китайской границы) и объявленная сравнительно ограниченная мощность нефтепровода – 30 млн. тонн в год совпали с опасениями тех в Японии, кто проявлял свой скептицизм, и с ожиданиями другой стороны – китайцев. В таком виде, считают и те, и другие, нефтепровод может обслуживать исключительно экспорт энергоносителей в Китай, способный в принципе поглотить даже значительно большие объемы сибирской нефти.

Получается, что в конкурентной борьбе за сибирскую нефть пока впереди Китай. На это уже прореагировали японские власти. «Я дал понять России, что мы не сможем предоставить деньги наших налогоплательщиков на такой рискованный проект», – заявил министр экономики и промышленности Соити Накагава в интервью «Файнэншл таймс». По его словам, японцы не собираются финансировать строительство нефтепровода, когда нет гарантий, что он дойдет до берега океана. Речь идет о кредите в 13 млрд. долл., который Токио обещал «Транснефти» на строительство всего трубопровода. Теперь ей предстоит искать средства в другом месте.

В то же время Сковородино – это отнюдь не нефтяное Бородино для Японии в ее соперничестве с Китаем, российская сторона обещает в конечном счете довести трубу до морского терминала и попутно найти дополнительные количества нефти, чтобы ее заполнить. На фоне разочарования японцев в нефтепроводном проекте неким сдвигом выглядит решение корпорации «Тойота» построить автосборочный завод в Шушарах под Санкт-Петербургом. Таким образом, японский бизнес выходит за пределы сибирских городов, где деловой климат для иностранцев под стать природному.

Есть еще один проект, который скорее всего будет осуществлен – демонтаж при содействии Японии пяти отслуживших атомных подводных лодок Тихоокеанского флота России. Работы, на которые Токио выделил 40 млн. долл., должны начаться в конце года.

Замкнутый круг территориального спора

Недавно в городе Симода прошла церемония с участием высокопоставленных японских руководителей, включая Коидзуми. Отмечали 150-летие подписанного в этом городе российско-японского трактата (договора), положившего начало отношениям между двумя странами. Примерно третью часть этого срока длится территориальный спор из-за принадлежности Южнокурильских островов, которые японцы продолжают называть своими северными территориями. Правда, столь же длительна и история японо-китайского спора из-за островов Сэнкаку (Дяоюйдао) и корейско-японского из-за островов Такэсима (Токто). При этом японцы не очень спешат урегулировать эти споры. На мой вопрос о причинах такой неторопливости высокопоставленный участник одной из японских делегаций ответил: «Проблема Сэнкаку нас не беспокоит, ведь они и так фактически находятся под нашим контролем». Если воспользоваться логикой этого чиновника, то и российской стороне некуда спешить.

Напомним также: когда сравнительно недавно мимо Сэнкаку прошла атомная подводная лодка КНР, претендующей на эти же острова, то японцы резко запротестовали и добились извинений от китайской стороны. Яркий пример жесткой защиты своих территорий.

Что касается Токио, то решение проблемы Южнокурильских островов для него по-прежнему на первом месте. Непосредственно сделать это в ходе визита Путина японцы не рассчитывают, но хотят если не нарисовать своего рода дорожную карту, то по крайней мере обозначить некие ориентиры этого движения. В последние полгода Токио якобы наблюдает некое сползание России в сторону от компромисса по территориальной проблеме. Под этим подразумевается возвращение Москвы к жесткому следованию Совместной декларации 1956 года.

Японцы надеются, что предстоящие переговоры дадут возможность переломить тенденцию. Что конкретно по этому поводу надумали в МИД Японии, не разглашается. Однако направление японского мышления можно проследить по рекомендациям экспертов, публикуемым в печати. Они считают целесообразным продвигать идею компромисса в форме примерно равного раздела спорных территорий. (По их оценке, предлагаемые Россией острова Шикотан и Хабомаи составляют примерно 7% оспариваемой Японией площади.) При этом ссылаются как на образец на решение Россией и Китаем вопроса о принадлежности островов на пограничных реках.

Конкретно предлагается дать каждой из сторон по одному крупному острову Южнокурильской гряды. Кроме того, Японии должны отойти обещанные по Декларации 1956 года мелкие острова Шикотан и Хабомаи. В итоге три названия окажутся во владении Японии, и одно – во владении России. При этом авторы проекта заявляют, что Токио было бы выгодно, чтобы Москва проявила инициативу подобного «компромисса». Это сохранит за японцами право последнего слова. Как эксперты рассчитывают осуществить этот сценарий, не разъясняется.

Получается, что территориальная проблема как бы совершает замкнутый круг в российско-японских отношениях, вновь и вновь всплывая на всех главных дискуссиях между сторонами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
659
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2387
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1589
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1216

Другие новости