-Юрий Анатольевич, как вы считаете, после встречи Виктора Ющенко с представителями российских нефтяных компаний бензиновый кризис на Украине будет преодолен?
═
– Несомненно. Украинский президент в отличие от премьер-министра умеет вести диалог и договариваться с партнерами. В конце прошлой недели были достигнуты договоренности о возобновлении поставок нефти и о стоимости нефтепродуктов, которая приемлема для обеих сторон. Но вопреки пожеланиям премьера цены на бензин будут повышены.
═
– Так был ли сговор российских нефтяных компаний?
═
– Не было. Причины кризиса лежат сугубо в экономической плоскости. Во-первых, выросла цена на нефть на мировых рынках. Во-вторых, хотя правительство не стремится это афишировать, но в пересмотренном бюджете на текущий год акцизный сбор на нефтепродукты был увеличен вдвое. Кроме того, изменился порядок уплаты НДС, что тоже повлекло за собой увеличение налоговой нагрузки на нефтяную отрасль. Другими словами, правительство зафиксировало потолок цены реализации и при этом значительно увеличило налоговую составляющую в цене топлива. В результате рентабельность переработки нефти стала отрицательной. Естественно, в этих условиях российские нефтяные компании отказались работать себе в убыток и поставлять на Украину прежние объемы сырья. Они переориентировали экспорт на Запад, где им не заглядывают в карман и не устанавливают норму рентабельности.
═
– Политическая подоплека «бензинового кризиса», о которой заявила Юлия Тимошенко, на ваш взгляд, существует?
═
– Утверждения о политической подоплеке смехотворны, они не выдерживают никакой критики. Кризис был вызван непрофессионализмом руководства правительства.
═
– Некоторые эксперты утверждают, что премьер-министр попыталась перераспределить финансовые потоки в нефтегазовой отрасли, чтобы получить контроль над ней. Что вы об этом думаете?
═
– Нет никаких оснований подозревать премьера в подобных действиях. Юлия Тимошенко просто перенесла свои принципы руководства коммерческой структурой на работу Кабинета министров. Это, кстати, привело к конфликтам внутри правительства. Так, противостояние между Юлией Тимошенко и Анатолием Кинахом началось с того, что последний выступил с критикой действий премьера. Кинах – профессионал, он в свое время структурировал рынок энергоносителей, он же был инициатором подписания первых меморандумов о сотрудничестве правительства с нефтеперерабатывающими компаниями. И поэтому Кинах не смог молча принять как должное жесткие административные меры на рынке.
═
– Как вы считаете, конфликты в правительстве на фоне противоречий между премьером и президентом могут привести к отставке Кабинета министров?
═
– Это вопрос к политологам, а не ко мне┘ Я не думаю, что отставка состоится сейчас и по этой причине. Просто правительство, у которого действительно есть определенные достижения, в этом вопросе избрало ошибочный путь.
═
– Какова сейчас реальная ситуация на рынке? Как на нее повлияют анонсированные действия правительства – отмена пошлин на импорт нефтепродуктов, создание новой сети АЗС, строительство нового НПЗ?
═
– Ситуация пока очень плохая. Вместо обычных 1,8 млн. тонн украинские заводы в мае переработают всего 1 млн. тонн нефти. Дефицит нефтепродуктов составит порядка 35–45% от потребности.
Решение о введении льгот на импорт нефтепродуктов тоже не бесспорно. Во-первых, традиционные поставщики нефтепродуктов в Украину – белорусские НПЗ и Мяжейкяй (АО «Мажейкю нафта», Литва) не располагают свободными объемами топлива, оно законтрактовано на долгосрочной основе. Другие поставщики, о которых шла речь в последнее время, – Азербайджан и Польша – если что-то и поставят, то по межправительственным соглашениям, а не по рыночным контрактам. Это означает, что появятся государственные компании-операторы со стороны Украины, которые не имеют не то что отстроенной сети реализации, но и полноценного опыта работы на реальном рынке. Так что к потенциальным преимуществам я отношусь довольно скептически.
Что касается недостатков, то они очевидны. Стимулирование импорта остановит развитие украинской нефтепереработки, которая в последние годы благодаря российским компаниям стала экспортно-ориентированной и приносила в страну валютную выручку.
═
– Может ли возникнуть вопрос о пересмотре итогов приватизации украинских НПЗ?
═
– Насколько мне известно, все три НПЗ, находящиеся сегодня в собственности российских компаний – Лисичанск, Одесса и Херсон, – приватизированы с полным соблюдением всех норм и требований законодательства. Правовых оснований для пересмотра нет.
═
– Насколько реалистичны планы правительства о значительном сокращении в будущем объемов импорта российской нефти и замещении их поставками из других стран?
═
– Стратегически это верно, но на ближайшую перспективу такой возможности нет. Украина второй год покупает нефть по рыночным ценам и, как видим, процесс привыкания проходит болезненно. Сегодня россияне поставляют нефть практически по мировой цене минус скидка на транспорт (до нас везти нефть все-таки дешевле, чем до Италии). Растет цена нефти в мире – растет она и при поставках на Украину. И откуда бы правительство ни пыталось закупить альтернативное сырье – из Азербайджана, Казахстана, Ливии, Бразилии или Венесуэлы – дешевле мировой цены оно не будет.
═
– Почему раньше не было столь острых кризисов: правительства работали более профессионально или действовали закулисные договоренности украинской власти и российских олигархических групп?
═
– Договоренности между крупным бизнесом и властью существуют всегда. Можете, если хотите, называть их закулисными. Что касается различий между прошлыми и нынешним кризисом, то я считаю, что предыдущая команда на нефтяном рынке действовала более профессионально.
За рынок нефтепродуктов отвечал лично я – как замминистра топлива и энергетики и глава «Нефтегаза Украины». У нас работала команда профессиональных экспертов, лучших нефтяных аналитиков Украины. В пиковые периоды я проводил консультации с нефтяными компаниями не реже раза в неделю. И в конечном итоге мы всегда находили компромисс. Новое правительство пока только говорит о планах создания чего-то аналогичного.
═
– Вы как представитель «старой команды» ощущаете политическое давление со стороны новой власти?
═
– Давление есть не со стороны власти, а со стороны отдельных ее представителей. Те проверки «Нефтегаза Украины», которые сейчас проводятся, преследуют цель получить не объективную информацию, а компрометирующие сведения.
═
– Сейчас на Украине расследуется громкое дело, касающееся многих известных политиков из окружения Кучмы и Януковича. Они якобы без лицензий добывали нефть из собственных нефтяных скважин в то время, когда вы руководили «Нефтегазом Украины». Насколько это соответствует действительности?
═
– Ничего подобного не было. Это чушь. Может быть, есть какие-то вопросы к самим лицензиям, порядку их выдачи, но без лицензии ничего не добывалось. Я вижу в этом скандале только политическую составляющую, других причин нет.
═
– В последнее время появились новые обвинения в ваш адрес, связанные с пропажей российского газа, находившегося в украинских хранилищах...
═
– Никакой газ никуда не исчезал. Украина хранит российский газ общей стоимостью около 3,5 млрд. долл. (запасы делались в течение нескольких лет на случай необходимости резкого увеличения объемов экспорта в Западную Европу). У нас есть договора, которые четко определяют, сколько мы должны перекачать газа, есть график откачки, подтверждающие документы о наличии этого газа.
═
– Но, по сообщениям информагентств, глава «Газпрома» Алексей Миллер недавно проинформировал президента Ющенко о том, что российская сторона не может получить доступ к этому газу...
═
– Алексей Миллер, насколько мне известно, предложил Украине выкупить хранящийся объем газа. Покупать или нет – дело нового руководства Украины.
═
– Возможны ли другие энергетические кризисы на Украине и с чем они могут быть связаны?
═
– Надеюсь, что нынешняя ситуация является последней в череде кризисов как минимум на нефтяном рынке. Что касается поставок газа, то они в значительной степени диверсифицированы. Половину газа мы получаем из Туркмении, треть добываем сами, остальное поставляется в качестве платы за транзит от российского «Газпрома».
═
Киев