Лидерам России и Евросоюза небходимы регулярные консультации по вопросам политики и безопасности.
Фото Reuters
Вне всякого сомнения, связи Европейского союза с Россией имеют стратегическое значение. Они представляют собой главное направление, позволяющее обеспечить политическую стабильность и экономический подъем нашего континента. Они также являются ключевым элементом архитектуры международных отношений XXI века.
Сейчас, когда мы готовимся к проведению 10 мая в Москве 15-го саммита ЕС–Россия, задачи, стоящие перед нами, уже не те, что были десять лет назад, когда подписывалось Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Европейский союз с тех пор прошел через две волны расширения (до 15, а затем до 25 членов), а также две реформы своих организационных структур, предусмотренные в договорах, подписанных в Амстердаме и Ницце, и теперь он готовится принять свою Конституцию. Россия, со своей стороны, ступила на путь реформ. За последние годы она испытала мощный экономический подъем и продолжает идти по пути интеграции в крупные международные форумы, в частности в «большую восьмерку», где Франция активно поддерживала ее кандидатуру. Кроме того, международная обстановка подверглась глубоким потрясениям: это террористические нападения в Нью-Йорке, Мадриде и Беслане, конфликты в Афганистане и в Ираке, появление новых глобальных игроков, таких как Индия или Бразилия. И, наконец, перед нашим сотрудничеством открываются новые горизонты благодаря тому, что уже предприняты первые шаги к разработке четырех так называемых общих пространств, а именно: в области экономики; в области личных свобод, безопасности и юстиции; в области международной безопасности и стабильности; в области научных исследований, образования и культуры.
═
Политическая стабильность и экономика
═
На какой основе в этих условиях мы, россияне и европейцы, сможем адаптировать и укрепить средства нашего стратегического партнерства? Чтобы ответить на этот вопрос, следует вернуться к сути того, что нас связывает и что должно управлять этим партнерством. Иными словами, необходимо ответить еще на один вопрос: с какой целью развивается стратегическое партнерство? Россия и Европейский союз должны определить общую программу как в отношении развития континента, так и международных отношений в целом.
Политическая стабилизация и экономическое развитие континента являются ядром взаимоотношений ЕС–Россия. Празднования 9 мая послужат нам напоминанием о ценности мира и демократии на нашем континенте. Общность интересов и взаимозависимость, вытекающие из нашей близости, в предстоящие годы будут лишь возрастать.
В страны Европейского союза идет более 50% российского экспорта, причем этот показатель должен увеличиться благодаря предстоящему вступлению Болгарии и Румынии в ЕС. Со своей стороны, Европейский союз импортирует 40% потребляемой энергии, большая часть которой поступает из России. Причем эта доля должна существенно увеличиться в результате развития российской энергетической инфраструктуры.
Борьба с терроризмом, торговля людьми, незаконный оборот наркотиков и организованная преступность требуют усиления сотрудничества, чтобы ответить на вызовы, которые затрагивают как Россию, так и ЕС. Кроме сотрудничества на местах создание подлинного пространства свободы, безопасности и юстиции требует сближения норм в области соблюдения прав человека и правового государства.
Стабильность континента невозможна без углубленного сотрудничества между Россией и Европейским союзом. Евросоюз и Россия находятся в первых рядах тех, кто способствует стабилизации в западной части Балкан. Они несут совместную ответственность за поддержание мира на континенте, в частности в области управления «горячими» или «замороженными» конфликтами, которые служат главным источником дестабилизации континента. Эта ответственность может лишь возрасти в связи с предстоящим сокращением американского контингента, присутствующего в Европе в рамках сил НАТО.
═
Мировые игроки
═
Евросоюз и Россия являются глобальными игроками, которые располагают возможностью продвижения общих целей за пределами континента и несут в этой связи одинаковую ответственность. В этом отношении могут быть определены некоторые общие основополагающие задачи. У Евросоюза и России взаимодополняющие подходы в борьбе с распространением оружия массового уничтожения, в частности в отношении Ирана. Переговоры, ведущиеся Францией, Германией и Великобританией, с одной стороны, и соглашение, заключенное между Москвой и Тегераном о возврате отработанного ядерного топлива, с другой стороны, направлены на сотрудничество с Ираном в области мирного атома, сопровождаемое объективными гарантиями того, что эта страна не будет иметь военного ядерного потенциала.
Мирный процесс на Ближнем Востоке представляет собой элемент постоянного евро-российского диалога, по которому мы достигли максимальной близости точек зрения. Так, например, в ходе недавнего визита президента Путина в Париж было принято совместное заявление по Ливану, совпадающее с заключениями, принятыми затем Европейским Советом 22 марта.
Борьба с потеплением климата фигурирует в числе общих задач. Ратификация Киотского протокола открывает в этом плане новый этап.
В более общем плане Европейский союз и Россия как глобальные игроки разделяют цель обновления и укрепления многосторонних организаций, первое место среди которых занимает ООН. Предстоящий в сентябре этого года саммит должен открыть возможность для совершенствования способности ООН реагировать на вызовы в области развития, безопасности и прав человека.
При рассмотрении этой общей программы становятся очевидными как ее разнообразие, так и эволюционность. Не только структуры нашего сотрудничества, но и само стратегическое партнерство должны проявлять гибкость и постоянно отвечать трем общим критериям: они должны быть сбалансированным, углубленными и глобальными.
═
Стремление к равновесию
═
Почему на первый план выдвигается необходимость в сбалансированности взаимоотношений? Потому, что в этом ключ к эффективности сотрудничества, и потому, что со времен Венского конгресса Россия – непреложный элемент равновесия между европейскими державами.
Сальдо коммерческих и инвестиционных потоков подводится скорее в пользу России, причем расширение ЕС существенным образом не изменило эту ситуацию. Хорошие экономические результаты, достигнутые Россией, позволяют ей, кроме того, постепенно погашать свою задолженность. Однако сбалансированный рост наших обменов предполагает продолжение реформ и установление стабильности, предсказуемости, а также правовой и политической безопасности.
Что касается энергетики, то очевидная взаимодополняемость ресурсов России и европейских мощностей в области геологоразведки и добычи должна позволить выйти на беспроигрышную ситуацию, в частности в виде соглашений о разделе производства. Энергетический диалог, начатый в 2000 году в Париже, а также четырехстороннее совещание министров энергетики (Франция, Германия, Испания, Россия), решение о проведении которого было принято на саммите 18 марта в Париже, должны привести к конкретным действиям.
Сбалансированное сотрудничество в области управления кризисами предполагает, что ЕС продолжит свои усилия в сфере обороны и внедрения инструментария европейской политики безопасности и обороны, с тем чтобы выйти на то, что можно было бы назвать «разделением бремени» между ЕС и Россией. Евросоюз уже идет по этому пути, в частности возглавляя семитысячный контингент миротворцев в Боснии и Герцеговине.
═
Углубление сотрудничества
═
В связи с углублением сотрудничества между ЕС и Россией возникает вопрос: как сделать так, чтобы эти два игрока, находящиеся в процессе постоянного преобразования, не замыкались на свою внутреннюю динамику? Первый элемент ответа на этот вопрос заключается в том, чтобы усилия по сотрудничеству сосредотачивались на новых проектах в ключевых областях.
Первостепенное значение энергетического сектора для наших взаимоотношений стало своего рода новшеством, если речь идет о связях между ЕС и Россией. И тем не менее людские и финансовые средства, привлекаемые для углубления сотрудничества в этом секторе, до сих пор не достигли должного уровня. Кроме того, Евросоюз желает, чтобы Россия стала полноправным участником проекта термоядерного реактора ИТЭР, строительство которого должно начаться в ближайшие месяцы на территории АЭС в Кадараше.
Второй важнейшей областью является сотрудничество в аэрокосмической сфере. Мы должны работать над совместимостью и взаимодополняемостью систем Галилео и ГЛОНАСС и развернуть подлинное открытое воздушное пространство, отрегулировав, в частности, вопрос о сборах за пролеты над Сибирью. Новые важные рубежи были недавно пройдены в космической области благодаря подписанию соглашения о запуске ракет «Союз» с космодрома Куру, а также соглашения о разработке будущей ракеты-носителя, которая должна прийти на смену тяжелому ракетоносителю Ариан-5 ECA.
Общее пространство свободы, безопасности и юстиции должно обеспечивать сложное равновесие, при котором россияне и европейцы будут чувствовать себя в безопасности, имея при этом возможность перемещаться без лишних препятствий и искусственных барьеров. В этом отношении переговоры по облегчению визового режима представляют собой основную задачу, затрагивающую непосредственно граждан ЕС и России. Мы надеемся, что московский саммит даст возможность завершить эти переговоры между Россией и странами Европейского союза. Но это должно быть лишь определенным этапом на пути к цели большего облегчения поездок граждан. Не скрою, что эта долгосрочная цель потребует от обеих сторон значительных изменений в области визовых требований, а также предписаний, связанных с регистрацией.
И наконец, научное сотрудничество может опираться на все виды взаимодействия исследовательских потенциалов Европы и России. Россия, имея заслуженно высокую репутацию в области научных исследований, может многое дать европейским исследователям и соответственно многое получить от них. В то время, когда ЕС придает новый импульс усилиям в области научных исследований, следует подключить Россию к проектам Евросоюза в области нововведений и конкурентоспособности.
═
Глобальный подход
═
Европейский союз, некоторые из стран-членов которого заседают в Совете Безопасности ООН, и Россия несут особую ответственность за поддержание мира и безопасности во всем мире. Как можно выйти на стратегическое партнерство, учитывающее статус глобальных игроков Евросоюза и России?
Первый ответ заключается в развитии различных форматов ad hoc для диалога и сотрудничества, таких как «Ближневосточный квартет», «Контактная группа» по Балканам или «Минская группа» по конфликту в Нагорном Карабахе. Параллельно с этим необходимо развивать регулярные форумы для консультаций по вопросам политики и безопасности, такие как Постоянный совет по партнерству, и определить конкретные условия оперативного сотрудничества в рамках Европейской политики безопасности и обороны.
И, наконец, необходимо обеспечивать полноценное участие обоих партнеров во всех многосторонних форумах: Евросоюз поддерживает постепенное включение России в структуры ОЭСР и заключил в мае 2004 г. двустороннее соглашение о вступлении России в ВТО. Мы надеемся, что ее вступление станет возможным в конце этого года на министерском совещании в Гонконге. Со своей стороны, Евросоюз принимает участие во всех многосторонних организациях либо непосредственно, как в ВТО, либо через своих членов. Однако он должен стремиться к большей видимости своей роли, в частности в ООН. Развитие внешнего представительства ЕС, закрепленное в Европейской Конституции, должно этому способствовать.
Равновесие, углубление, глобальность – именно в этом духе мы подходим к московскому саммиту ЕС–Россия, на котором, как я надеюсь, мы сможем принять «дорожные карты», охватывающие все четыре общих пространства между ЕС и Россией. Таким образом, мы стоим лишь в начале строительства стратегического партнерства. Успехи этого партнерства – я в этом твердо убеждена – обещают и россиянам, и европейцам невиданный прогресс.