0
1430
Газета Дипкурьер Интернет-версия

25.04.2005 00:00:00

Израиль как важнейший источник технологий

Руслан Пухов

Об авторе: Руслан Николаевич Пухов - директор Центра анализа стратегий и технологий.

Тэги: израиль, вооружение, сирия, технологии


израиль, вооружение, сирия, технологии Антиизраильские акции на Ближнем Востоке – почти ежедневное явление.
Фото Reuters

Российские и израильские средства массовой информации в январе этого года сообщали о якобы готовящихся поставках из России в Сирию оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-Э». Позже СМИ сообщили о планах поставок в эту страну ПЗРК «Игла». Упоминалось также о возможной продаже Дамаску зенитных ракетных систем большой дальности семейства С-300. Российские официальные лица опровергли планы поставок ОТРК, но заявили о переговорах по поводу возможного экспорта систем «Стрелец», которые представляют собой ПЗРК «Игла», смонтированные на опорно-пусковых установках. По утверждению российской стороны, эти комплексы не могут транспортироваться одним человеком без помощи технических средств и, таким образом, не являются «переносными» и не могут быть использованы нелегальными вооруженными формированиями.

Торговля вооружениями представляет собой весьма закрытую тему, при освещении которой различные заинтересованные стороны постоянно генерируют дезинформационные потоки. Поэтому нет смысла пытаться понять, насколько вбросы в российских и израильских СМИ адекватны реальности. Гораздо важнее понять, каковы российские национальные интересы в этом регионе, в том числе и в области военно-технического сотрудничества с Израилем и арабскими странами Ближнего Востока.

Необходимо со всей определенностью заметить, что снижение уровня военной безопасности Государства Израиль ни в коем случае не отвечает интересам России. Более того, наша страна должна с повышенным вниманием относиться к возможности появления реальных военных угроз вследствие поставок в Сирию или другие недружественные Израилю страны российских вооружений. Особенно внимательно следует относиться к оценке последствий поставок систем, которые могут быть использованы против гражданского населения или гражданских объектов, а также поставок наступательных вооружений, защита от которых крайне затруднительна.

Чувствительность России к израильским интересам не есть альтруизм, а следствие того обстоятельства, что Израиль потенциально может стать одним из важнейших, хотя и весьма необычных партнеров РФ по военно-техническому сотрудничеству. Особенность ВТС с Израилем заключается в том, что эта страна не является для России рынком сбыта вооружений и военной техники (ВВТ) или потенциальным партнером по реализации крупных совместных военно-промышленных проектов. Однако по мере деградации российского ОПК и роста отставания России от мировых военно-технологических лидеров Израиль во все возрастающей степени может становиться для России одним из важнейших источников технологий, которые дешевле и быстрее импортировать, нежели пытаться создать самостоятельно. Ограниченный импорт технологий и организация лицензионного производства некоторых видов израильского оборудования для обеспечения безопасности могли бы, во-первых, удовлетворить некоторые специфические потребности российских сил безопасности, в том числе действующих на Северном Кавказе. Во-вторых, такие закупки будут способствовать, как уже говорилось, уменьшению отставания от мировых технологических лидеров. Наконец, в-третьих, появление альтернативы должно повысить конкурентоспособность собственно российской оборонной промышленности и создать благоприятные предпосылки для слома неэффективной и затратной системы закупок военного оборудования у отечественных предприятий оборонного комплекса.

Гипотетическое российско-израильское сотрудничество в области оборонной промышленности может быть дополнено и кооперацией по линии оборонных ведомств и служб безопасности. Израиль представляет для России интерес с точки зрения получения опыта антитеррористической и контрпартизанской борьбы, в том числе в условиях плотной городской застройки. Вспомним, что российские специальные службы периодически наносят тяжелые удары по террористам, однако в их действиях немало и провалов, самым громким из которых стал теракт в Беслане. Думается, обмен опытом с израильскими коллегами будет способствовать снижению вероятности таких провалов.

Понятно, что любое сотрудничество в таких чувствительных областях, как оборона, безопасность, оборонная промышленность, может быть успешным только в обстановке доверия между двумя сторонами, которое исключает действия, противоречащие интересам безопасности одной из сторон.

Хотелось бы также отметить, что Сирия, поставки вооружения в которую нервируют Израиль, является малоресурсным государством и потому очень незначительным по емкости рынком. Передача туда вооружений может временно решить проблему одной-двух российских компаний, но никогда не сможет переломить ситуацию в ОПК в целом. В этом смысле гораздо более активные меры следует предпринимать для проникновения на емкие рынки аравийских монархий.

Необходимо отметить, что Израиль имеет целый ряд преимуществ как источник ВВТ и технологий оборонного назначения. Основными из этих преимуществ являются готовность к передачам технологии и комплиментарность российских и израильских предложений на рынке.

С другой стороны, внимательно учитывая интересы безопасности Израиля, Россия может и должна отстаивать свои коммерческие интересы, в том числе и при продаже в Сирию, другие арабские страны, а также в Иран таких систем вооружений, передача которых не несет угрозы еврейскому государству.

Как представляется, такой подход вполне может быть воплощен в реальной практике ВТС. То есть можно считать нежелательными передачи в Сирию таких систем вооружений, как ОТРК «Искандер-Э», зенитных ракетных систем семейства С-300 и ПЗРК любых видов. «Искандер» с его высокой точностью поражения, трехсоткилометровой дальностью и невозможностью перехвата противоракетными средствами является для условий Ближнего Востока стратегическим оружием, которое может поражать почти на всей территории Израиля жизненно важные военные, экономические и административные объекты. ЗРС С-300 также обладает слишком большой для Ближнего Востока дальностью действия, и ее передача в Сирию поставит под угрозу полеты самолетов, в том числе и гражданских, над территорий самого Израиля. ПЗРК могут попасть в руки нерегулярных военизированных формирований, которые используют их против гражданских целей.

В то же время передача таких систем вооружений, как ЗРС средней и малой дальности «Бук-М1», «Тор-М1», «Тунгуска-М1» или «Панцирь-С1», укрепляя военную безопасность Сирии, не несет угрозы израильским гражданским объектам. Эти оборонительные системы могут быть использованы только против военных целей и только в случае действий израильской авиации над сирийской или ливанской территорией. Аналогичным образом военный баланс в регионе существенно не изменится в случае проведения масштабной модернизации парка военной авиации и сухопутных войск Сирии, которые всегда будут уступать по своим боевым возможностям ВВС и сухопутным войскам Израиля.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Анастасия Башкатова

Затишье на рынке труда обусловлено исключительно влиянием ключевой ставки

0
785
Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Поверхностная социология выявляет эффективность пропаганды, а не реальные настроения избирателей

0
722
С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

Ольга Соловьева

Положительное сальдо внешней торговли России продолжает увеличиваться

0
830
Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Михаил Сергеев

Море в Анапе заменят бассейнами, винодельнями и аграрным туризмом

0
751

Другие новости