На минувшей неделе Российские вооруженные силы провели серию военных маневров в ряде ключевых регионов СНГ. 5 апреля состоялась командно-штабная тренировка (КШТ) Объединенной системы (ОС) ПВО Содружества, в которую формально входят 10 государств: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения и Украина. Туркмения и Грузия участия в КШТ не принимали. Еще две страны – Украина и Узбекистан – действовали на маневрах на двусторонней с Россией основе. Таким образом, совместной тренировка оказалась только для 6 стран, входящих в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Боевые самолеты коалиции выполнили более 60 полетов над территориями стран–участниц ОДКБ. Одновременно в Центральной Азии состоялась активная фаза международных маневров «Рубеж-2005», на которых лично присутствовали министр обороны РФ Сергей Иванов, генсек ОДКБ Николай Бордюжа, а также другие влиятельные военачальники и чиновники из коллективных военно-политических органов СНГ.
Обращает на себя внимание масштабность проведенных мероприятий. При этом, видимо, замысел КШТ и учений «Рубеж-2005» был сопряжен по времени, целям и задачам. Так, вылеты самолетов из Казахстана, Киргизии и России были связаны с действиями Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР), которые тренировались на полигонах «Ляур» и «Эшак-майдон» в Таджикистане. В общей сложности в учениях «Рубеж-2005» было задействовано около тысячи военнослужащих и 300 единиц военной техники. От Казахстана в учениях участвовали десантно-штурмовая рота и звено истребительно-бомбардировочной авиации; от Киргизии – группа подразделения специального назначения и два вертолета Ми-8; от России – отряд специального назначения, 303-я отдельная вертолетная эскадрилья, 670-я авиационная группа, 999-я авиационная база, два самолета Ил-76, 201-я дивизия; от Таджикистана – десантно-штурмовое подразделение со средствами усиления и обеспечения.
Сразу бросается в глаза, что наиболее солидно на учениях в Таджикистане выглядела Россия. И это, видимо, не случайно. В связи с передачей охраны границы с Афганистаном таджикской стороне роль 201-й российской мотострелковой дивизии, которая будет трансформирована в 4-ю военную базу, будет возрастать. Москва в ближайшее время намерена капитально закрепиться в этой стране. Так, присутствовавший в Таджикистане на учениях «Рубеж-2005» министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что на развитие 4-й российской военной базы в Таджикистане в 2005 году будет выделено 250 млн. руб. А в ближайшие два-три года финансирование мероприятий по обустройству военной инфраструктуры в республике составит 1 млрд. 124 млн. руб. Заметим, что это очень большие деньги, сопоставимые с военным бюджетом Таджикистана, который ежегодно тратит на оборону около 1,2 млрд. рублей, что составляет 1,7% ВВП этой страны.
Кроме обустройства сухопутной инфраструктуры между Москвой и Душанбе достигнута договоренность об оборудовании военно-воздушной базы в населенном пункте Айни (в 30 километрах от Душанбе). В ходе визита министра обороны Сергея Иванова в Таджикистан был подписан акт о передаче российской стороне оптико-электронного комплекса «Окно», расположенного в Нуреке. Очевидно, что Россия пытается закрепиться в Таджикистане всерьез и надолго. Однако пока неясно, сможет ли военная активность России обеспечить такую же активную, отвечающую критериям безопасности внешнюю политику в этой республике.
«Чтобы удешевить затраты, Москва уходит с таджикско-афганской границы и в то же время вкладывает в обустройство своей военной базы в Таджикистане немалые средства. Это как-то не совсем логично. Военные вряд ли смогут создать надежный заслон наркотрафику. А это главная сейчас угроза для России и СНГ», – сказал «НГ» военный эксперт академик Академии военных наук Владимир Попов.
По мнению эксперта, военная политика РФ в отношении постсоветских государств – союзников по ОДКБ – в известной степени понятна. Москва вкладывает деньги в развитие военной инфраструктуры не только в Таджикистане. Более 100 млн. рублей выделяется ежегодно на функционирование российской базы в Канте в Киргизии. Почти миллиард был потрачен на обустройство военной инфраструктуры 102-й военной базы в Армении. Значительные средства выделены на совместную оборону в союзном бюджете России и Белоруссии. Конечно, Москва понимает, что свои интересы на постсоветском пространстве она может обеспечить благодаря значительным материальным затратам. Но всегда ли военные затраты окупают политические дивиденды и реализуют планы России?
Крах режима Акаева, «цветные революции» в Грузии и на Украине, молдавский «от ворот поворот» значительно подорвали способность России влиять на ситуацию в ряде регионов на территории СНГ. Уже сейчас Киев намерен пересмотреть некоторые итоги договора об аренде Севастополя, вновь поднимается шум о российско-украинской границе в Азово-Керченском проливе. Президент Молдавии Владимир Воронин называет российских миротворцев оккупантами, а грузинский парламент требует незамедлительного вывода военных баз РФ из страны.
И вот последний случай. В ходе командно-штабной тренировки ОС ПВО СНГ замысел учений подкорректировала Грузия, которая не пропустила российский самолет-разведчик на территорию Армении. Хотя, по отзывам главкома ВВС РФ Владимира Михайлова, это не помешало выполнить все поставленные силам и средствам ПВО Армении и России в Закавказье задачи, неприятный осадок у военных, видимо, все-таки остается.
Возросшая в последнее время военная активность России на постсоветском пространстве должна быть адекватна ее внешнеполитическим целям. Это аксиома для государства. Рано или поздно ее придется уяснить нынешним руководителям страны. Вроде бы у России появляются мускулы, а все равно некоторые страны ее почему-то не уважают.