Директору МАГАТЭ Мохамеду Эль Барадею непросто балансировать между главными игроками в иранском сюжете.
Фото Reuters
Исламская Республика Иран – единственная ближневосточная страна, присоединившаяся ко всем существующим международным соглашениям по разоружению и нераспространению ядерного оружия. В то же время Иран – единственное государство, фактически лишенное возможности пользоваться теми преимуществами, которые дает подписание упомянутых документов. Речь прежде всего идет о принципиально неотъемлемом праве применять ядерную энергию, а также химические и биологические вещества в мирных целях. Кроме того, все предпринятые до сих пор Тегераном попытки выступить с инициативой создания свободной от ядерного оружия зоны на Ближнем Востоке закончились провалом. Лишены какого-либо эффекта и международные усилия по восстановлению стабильности и мира в этом стратегически важном регионе. Причиной тому, однако, является не Иран, а главным образом политика Израиля.
═
Проблема безъядерного Ближнего Востока
═
Сразу после своего образования Израиль активно занялся исследованием возможностей применения ядерной энергии, в том числе и в военных целях. Начало было положено в 1952 году с создания Израильской комиссии по ядерной энергии. Ее первый председатель Эрнст Давид Бергман всегда был ярым сторонником вооружения израильской армии ядерным оружием. США и стратегические союзники Израиля в Европе щедро помогали стране в разработке ее военной ядерной программы, при этом все объекты возводились тайно, без ведома инспекторов МАГАТЭ. Несколько десятилетий подряд ЦРУ благополучно балансировало между доброжелательным игнорированием и ложными докладами. После падения расистского режима Южной Африки стали известны подробности вокруг его ядерной программы, среди которых и факт тесного военного сотрудничества с израильтянами. Многие обозреватели высказывают предположение, что мощнейший взрыв, прогремевший в 1979 году в Индийском океане, был следствием совместных израильско-южноафриканских ядерных испытаний.
Сегодня Израиль располагает обширным арсеналом баллистических ракет дальнего радиуса действия, способных нести ядерный заряд. Он отказывается присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), принять инспекторов МАГАТЭ и одобрить соответствующие резолюции, как того требует Агентство.
Неудачи в осуществлении планов мирного урегулирования на Ближнем Востоке и отсутствие стабильности в регионе не могут служить оправданием для неприсоединения к ДНЯО и договорам о разоружении. Ни одно из ближневосточных государств никогда не почувствует себя в безопасности, пока Израиль не откажется от своего ядерного, химического и биологического оружия, не поставит под контроль МАГАТЭ все ядерные объекты и не присоединится к так называемому Дополнительному протоколу. Если эти условия не будут выполнены, свободной от ядерного оружия зоны на Ближнем Востоке не будет и мы никогда не выйдем из создавшегося порочного круга.
═
Амбиции шаха и потребности Ирана
═
В отличие от Израиля Исламская Республика Иран на протяжении всех 30 лет существования ее ядерной программы всегда выполняла все соответствующие международные обязательства. Еще в 1975 году последний шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви объявил о запуске амбициозного проекта, согласно которому страна в перспективе должна производить до 23 тыс. МВт электроэнергии на собственных АЭС. С этой целью Иран заключил долгосрочный контракт о поставке ядерного топлива с США. Позже аналогичные договоры были подписаны с Германией и Францией. Кроме того, в том же 1975 году Тегеран приобрел 10% акций французского комбината по обогащению урана «Евродиф»: шах выделил на это миллиард долларов, избавив предприятие от угрозы банкротства. Следует отметить, однако, что Иран так и не получил от комбината ни одной партии топлива, даже для исследовательского реактора в Тегеране, используемого для производства радиоизотопов в медицинских нуждах.
После исламской революции и свержения шахского режима произошел неминуемый пересмотр всех социальных, культурных, экономических и промышленных приоритетов. Стало ясно, что применять нефтяные ресурсы значительно выгоднее в области нефтехимии, нежели использовать их исключительно как энергоноситель. В этом контексте Иран больше не мог оставаться зависимым от одного лишь источника энергии, и ядерная программа приобрела еще более актуальное звучание для государства. Возникла необходимость в скорейшем запуске альтернативных источников электричества, поэтому масштабная ядерная программа шаха была переработана в сторону концентрации на нескольких наиболее перспективных объектах. Амбиции шаха были сокращены на две трети, и нынешнее руководство Ирана исходит из необходимости в производстве лишь 7 тыс. МВт к 2020 году. Тегеран аннулировал ряд ранее подписанных контрактов и сосредоточил усилия на строительстве Бушерской АЭС и обеспечении ее работы.
Учитывая несовершенство международных правовых норм, касающихся импорта ядерного топлива, и во избежание возможных убытков Иран был вынужден вплотную заняться производством собственного ядерного топлива. Когда иранская ядерная программа сулила западным странам реальные выгоды, они не стеснялись вступать в жесткую конкуренцию друг с другом за право в ней участвовать. Они даже не пытались поднимать вопрос о том, насколько оправданно стремление Ирана производить атомную энергию при наличии столь обширных запасов природного газа и нефти. Сегодняшняя политика Запада – не что иное, как проявление двойных стандартов.
═
Выводы МАГАТЭ
═
Тем не менее Исламская Республика Иран продолжает выполнять все принятые ею международные обязательства по применению и нераспространению ядерных технологий, а объекты ядерной отрасли работают в полном соответствии с установленными МАГАТЭ правилами. Это подтверждает и доклад генерального директора Агентства Мохамеда Эль Барадея по иранскому досье (GOV/2004/60), опубликованный в июне 2004 года, выдержки из которого прилагаются ниже.
═
1. Обогащение урана.
Из имеющихся методов обогащения урана Иран применил два: лазерное обогащение и обогащение с использованием центрифуг. Проекты по лазерному разделению изотопов (AVLIS и MLIS) были закрыты, а оборудование демонтировано. Когда Иран объявил о том, что применял лазерное обогащение, МАГАТЭ настояло на проведении инспекции соответствующих объектов. Как значится в пункте 57 доклада, расследование привело экспертов к выводу о необходимости продолжать инспекции в режиме регулярных проверок выполнения Ираном взятых на себя позже обязательств. Работа комплекса в Натанзе по обогащению урана с применением центрифуг сегодня заморожена. Прекращено и производство компонентов. Иран продолжает выполнять это добровольно принятое решение, несмотря на то что «европейское трио» не выполнило своего обещания и не сняло «иранское досье» с повестки дня июньского заседания совета директоров МАГАТЭ. Оборудование опечатано Агентством и находится под видеонаблюдением его инспекторов. В пункте 54 своего доклада МАГАТЭ подтверждает, что эксперименты с центрифугами в Натанзе не производятся, а также не вводятся в действие новые центрифуги.
═
2. Регенерация.
«Проект выделения плутония» был закрыт более 10 лет назад. Оборудование демонтировано. Таким образом, требования о замораживании регенерационной деятельности лишены оснований. В том же пункте 54 доклада МАГАТЭ подтверждает, что в многоцелевых лабораториях Джабр Ибн Хайян регенерация не производится.
═
3. Воспроизводство урана.
МАГАТЭ провело полноценную инспекцию ряда проектов, которые ранее уже были закрыты. Агентство постановило, что все вопросы сняты и дальнейшее наблюдение будет производиться в режиме регулярных инспекций. Из 530 тыс. кг природного урана за минувшие 25 лет Иран использовал лишь 57 кг желтых кеков, при этом в соответствии с нормами безопасности МАГАТЭ. Предприятие по воспроизводству урана в Исфахане находится в полном соответствии с этими мерами безопасности. Технические условия объекта были предоставлены Агентству еще четыре года назад. Все пусковые тесты производились по нормам МАГАТЭ и согласно требованиям Дополнительного протокола. В сентябре 2004 года с целью установления атмосферы взаимного доверия и открытости Иран позволил МАГАТЭ установить в Исфахане камеры наблюдения, в частности над местами производства обогащенного урана UF6, а также опечатать аккумуляторные контейнеры.
═
4. Ядерное загрязнение.
На основании результатов простых анализов и в связи с отсутствием следов обедненного урана МАГАТЭ пришло к выводу, что загрязнение высоко обогащенным ураном, обнаруженное в некоторых районах Ирана, не является следствием процесса обогащения, осуществленного на иранском электроэнергетическом предприятии Калайе (пункт 58 доклада). Сегодня Агентство тесно сотрудничает с Тегераном, чтобы установить источник данных загрязнений.
═
5. Дополнительный протокол.
Иран полностью выполняет условия Дополнительного протокола, хотя пока не ратифицировал его. Эксперты МАГАТЭ провели уже более 15 дополнительных инспекций, большая часть которых с оповещением за 2 часа до приезда группы на объект. Это условие обозначено в пункте 4 Дополнительного протокола. В целом с того момента, как вопрос ядерной программы Ирана был впервые поднят на рассмотрение в совете директоров МАГАТЭ, Агентство произвело уже более 900 полномасштабных инспекций, что является беспрецедентным случаем в его истории.
═
Тегеран