0
1943
Газета Дипкурьер Интернет-версия

28.03.2005 00:00:00

ГУУАМ: миф или реальность?

Алла Язькова

Об авторе: Алла Алексеевна Язькова - профессор, главный научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН.

Тэги: гууам


гууам Перед молдавскими парламентскими выборами президент Саакашвили прилетел в Кишинев, чтобы поддержать Воронина в обмен на его согласие участвовать в идее возрождения прозападного блока государств.
Фото Reuters

В апреле в Кишиневе состоится заседание глав государств – членов ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия), на которое лидер принимающей страны Владимир Воронин пригласил и президента Румынии Траяна Бэсеску. Начатое президентами Грузии, Украины и Молдавии спешное возрождение прозападного, по сути, объединения ГУУАМ и усиление роли соседней Румынии как проводника интересов США не может не беспокоить Москву. Ведь итогом этого процесса, как считают некоторые эксперты, может оказаться полный и окончательный развал СНГ – как структуры, потерявшей свое значение и не имеющей реального содержания.

Стоит напомнить, что около 10 лет назад обозначились два наиболее вероятных варианта развития СНГ. Первый – квазиинтеграция в рамках всего Содружества, принятие множества ни к чему не обязывающих документов при сохранении возможности проведения протокольных и неформальных встреч на уровне президентов, премьер-министров, министров иностранных дел. Второй – развитие практического сотрудничества с перспективой реальной интеграции в экономической или военно-политической сферах, но в более узком составе. Предполагалось, что основой для подобного субрегионального сотрудничества мог бы стать образованный в середине 1990-х годов Центральноазиатский союз (ЦАС) или тогда же предложенный Назарбаевым Евразийский союз (ЕАС), который в 2000–2001 годах стал Евразийским экономическим сообществом (ЕврАзЭС).

Таким же объединением «по интересам» был заявлен и ГУУАМ. Характерной чертой его с самого начала стала ориентация на европейские и международные структуры. Достигнутые его членами договоренности о взаимном сотрудничестве были уже в мае 1997 года одобрены ОБСЕ. В апреле 1999-го на встрече президентов стран ГУУАМ в Вашингтоне в дни празднования 50-летия НАТО к союзу присоединился Узбекистан. Наконец, в сентябре 2000-го в ходе саммита тысячелетия в ООН был принят меморандум, регулирующий цели создания и деятельность ГУУАМ. В 2001-м ГУУАМ получил статус международной региональной организации.

Так что инициаторы этого союза изначально опирались на международные – европейские и евроатлантические – структуры и действовали вне рамок СНГ. При этом высказывались мнения, что, будучи создан «в обход СНГ», ГУУАМ имел непосредственную цель – ослабить экономическую, прежде всего энергетическую, зависимость вошедших в него государств от России. В качестве политических причин называлось стремление противостоять намерениям России пересмотреть фланговые ограничения Обычных вооруженных сил (ОВС) в Европе и опасения, что это могло бы узаконить присутствие российских вооруженных контингентов в Грузии, Молдавии и Украине независимо от их согласия. Политическая составляющая ГУУАМ стала еще более заметной после того, как в 1999 году Грузия, Азербайджан и Узбекистан вышли из Договора о коллективной безопасности (ДКБ) СНГ.

Кроме того, члены ГУУАМ активно поддержали идеи реализации альтернативных российским трубопроводных и транспортных проектов, имеющих своей целью связать Европу, Кавказ и Азию.

Вашингтон с самого начала оказывал ГУУАМ существенную экономическую и политическую поддержку в рамках общей американской стратегии на постсоветском пространстве, борьбы за освоение и транспортировку энергоресурсов Каспия и фактическое оттеснение России от главных трубопроводных и транспортных магистралей. Но издержки американской политики порождают настороженность, в том числе и у части политиков стран ГУУАМ. Поэтому решение некоторых задач на этом направлении берут на себя региональные партнеры США, новые члены НАТО, к числу которых принадлежит Румыния. Не случайно поэтому участие румынского президента Траяна Бэсеску в предстоящем саммите ГУУАМ.

Еще до вступления Румынии в НАТО ее руководство заявило о намерении играть роль «важного якоря» Запада в регионе Причерноморья и «по направлению к Кавказу и Центральной Азии». На июньском саммите в Стамбуле по случаю десятилетия Организации черноморского экономического сотрудничества (июнь 2002-го) президент Румынии обрисовал конкретные направления политики официального Бухареста в сфере регионального сотрудничества – безопасность, борьба с терроризмом, развитие инфраструктуры, посредничество в урегулировании замороженных политических конфликтов.

Еще раньше Румыния предпринимала попытки договориться с Украиной и Молдавией по поводу создания «зоны широкого сотрудничества» в междуречье Дуная и Прута. Но создать, как это поначалу предполагалось, Совместную экономическую зону (СЭЗ) не удалось, поскольку для этого потребовалось бы провести сложную работу по унификации законодательных баз трех стран, к тому же для Бухареста к этому времени приоритетной стала интеграция в НАТО и ЕС.

Изначальная ориентация ГУУАМ на западные структуры и попытки дополнить экономические проекты политической и военной составляющими вызывали и вызывают явное недовольство Москвы. Во время московского саммита десятилетия СНГ в этой связи было заявлено, что «за пять лет эта организация (ГУУАМ) не продвинулась в экономических вопросах ни на один шаг», но Москву «тревожит возможность развития военной составляющей этой организации с привлечением западных партнеров».

Правда, нельзя не согласиться с выводом известного знатока кавказско-черноморских проблем профессора Владимира Дегоева: гневаться на страны ГУУАМ – занятие для Кремля непродуктивное. Оказавшись заложниками запутанной постсоветской ситуации и не имея альтернативных вариантов коллективного выживания в рамках СНГ, они делают не больше того, к чему их принуждают обстоятельства. К тому же Россия пока что не предложила приемлемых для них вариантов сотрудничества и не может оказать им помощи, равноценной США и ЕС. Строго говоря, государства ГУУАМ объединились не против России, а во имя собственного спасения и создания противовеса безынициативности Содружества и российскому патернализму.

В последнее время много говорится о беспомощности СНГ и даже о возможности его распада. Значительно меньше выдвигается конкретных предложений, которые могли бы заинтересовать отдельные страны и региональные группировки, в том числе и на стратегически важном для России черноморско-кавказском направлении. Черноморско-Кавказский регион, объединяющий страны Причерноморья, Кавказа и Балкан, охватывает территорию с населением свыше 400 млн. человек. Созданная на этом пространстве Организация черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) располагает развитым, хотя и недостаточно используемым управленческим механизмом и объединяет практически все страны региона (включая Россию). В их числе – и страны ГУУАМ. Так что можно говорить о возможности формирования на совместной основе экономической зоны, участники которой имеют выход также и в другие международные организации – ЕС и СНГ.

Причем импульсом в развитии региона должны стать позитивные политические перемены в ряде входящих в него стран, прежде всего в наиболее крупной из них – Украине. Выбор самостоятельного пути развития в перспективе объективно улучшит отношения с Россией и поможет разблокировать спорные проблемы и болезненные для всех конфликты в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье. Но определяющими должны стать действия самой России – полный отказ от имперских амбиций и разработка реальной стратегии в отношениях со странами СНГ и их группировками.

Только в этом случае будут созданы необходимые условия для развития конкретных форм сотрудничества и реализации программ экономического развития уникального по своим возможностям, но пока еще во многом не освоенного и депрессивного Черноморско-Кавказского региона.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Энергетические планы Трампа затронут интересы России и Катара

Энергетические планы Трампа затронут интересы России и Катара

Михаил Сергеев

Зеленая повестка перестанет доминировать в США

0
708
КПРФ готова платить за сохранение памятников Ленину

КПРФ готова платить за сохранение памятников Ленину

Дарья Гармоненко

По указанию Зюганова партия откладывает всякую оппозиционную активность на потом

0
544
Володин продвигает закон против благотворителей-мошенников

Володин продвигает закон против благотворителей-мошенников

Иван Родин

Запрет анонимных фондов в соцсетях, видимо, затронет и сборы денег на СВО

0
557
Фицо обвинил украинские власти в атаке на экономику ЕС

Фицо обвинил украинские власти в атаке на экономику ЕС

Наталья Приходко

Брюссель не потребует от Киева возобновления транзита российского газа для Словакии

0
616

Другие новости