ООН должна демонстрировать нулевую терпимость к терроризму, какими бы ни были его причины.
Фото Reuters
Любому человеку, наблюдающему сегодня за положением в области безопасности, очевидно, что перед нами стоит множество трудновыполнимых задач. Но одновременно мы видим и обнадеживающие признаки стремления человечества к миру.
Давние враги договорились о разделении властных полномочий в Судане. Израильтяне и палестинцы обязались соблюдать прекращение огня. Афганский народ стал хозяином своей судьбы. И иракцы с окровавленными, но несклоненными головами также решили встать на этот путь.
Стабильный и демократический Ирак, живущий в мире с самим собой и своими соседями, имеет жизненно важное значение как для иракцев, так и для региона и всего международного сообщества. Организация Объединенных Наций должна в полной мере сыграть свою роль в содействии достижению этой цели. Мы гордимся той ролью, которую ООН играла в оказании иракцам помощи в проведении недавних выборов. И мы исполнены решимости оказывать им содействие в осуществлении следующих важных шагов в рамках переходного процесса.
Ключевым фактором успеха в Ираке является всеобщее участие в урегулировании. ООН прилагает усилия для налаживания контактов с теми группами – в основном арабами-суннитами, – которые по той или иной причине воздержались от участия в выборах, но стремятся к достижению своих целей мирными средствами. Кроме того, если иракцы об этом попросят, мы предоставим им всю возможную техническую помощь – в подготовке Конституции, в организации референдума для ее одобрения, намеченного на октябрь, и в проведении последующих парламентских выборов. Между тем 23 учреждения фонда и программы ООН занимаются сегодня координацией международной помощи и оказанием содействия в восстановлении страны.
Меня радуют усилия давнишних союзников по объединению усилий для защиты ростков мира в Ираке. Однако я хотел бы призвать Европу и Америку сделать в этом году нечто большее: заглянуть в будущее и помочь заложить основу долгосрочной глобальной коллективной безопасности.
В этом месяце я представлю государствам – членам ООН проект реформы международной системы безопасности – самый амбициозный со времени создания Организации в 1945 году. Мой доклад в огромной степени опирается на рекомендации 16 видных деятелей – мужчин и женщин, которые входили в состав Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам. Их идея проста: наша ситуация в плане глобальной безопасности изменилась, и наша глобальная система коллективной безопасности, в том числе ООН, тоже должна претерпеть изменения.
Мы все хорошо знаем, что сегодняшние угрозы могут мгновенно преодолевать границы и порой возникать, как гром среди ясного неба. Гораздо в меньшей степени осознается другое обстоятельство – степень нашей взаимной уязвимости. Если бы Нью-Йорк, Лондон, Париж или Берлин подверглись ядерному террористическому нападению, это не только вызвало бы мгновенную смерть сотен тысяч людей. Это имело бы и катастрофические последствия для мировой экономики, что повергло бы в нищету миллионы людей в развивающихся странах. В случае вспышки новой смертельной болезни в какой-либо одной стране международные авиапутешественники могли бы очень быстро и непреднамеренно распространить ее на все уголки нашей планеты. Если бы какая-то страна оказалась охваченной гражданской войной, это могло бы дестабилизировать целые регионы, привести к радикализации населения и ускорить распространение болезней, а сама страна стала бы убежищем для терроризма и организованной преступности. И если лица, совершающие массовые злодеяния, будут оставаться безнаказанными, это лишь побудит других к совершению аналогичных преступлений.
Поэтому в нашу эпоху взаимозависимости давайте избавимся от мысли, что определенные угрозы затрагивают только некоторых из нас. Мы все несем ответственность за безопасность друг друга, и мы должны вместе прилагать усилия для создания более безопасного мира. Действительно, укрепляя безопасность других, мы защищаем свою собственную безопасность.
Я считаю, что для реализации такого видения мы должны действовать по четырем направлениям.
Во-первых, мы должны укреплять наши коллективные механизмы безопасности, так как только таким образом мы можем предотвратить превращение скрытых угроз в явные и превращение явных угроз в реальные. Взять, например, угрозу распространения ядерного оружия. На протяжении десятилетий Договор о нераспространении ядерного оружия позволял предотвращать лавину ядерного распространения. Но если сейчас мы не предпримем новых шагов, то в скором времени мы можем столкнуться с лавинообразным процессом. Группа высокого уровня вынесла много нацеленных на будущее рекомендаций, в том числе в отношении:
– более жестких правил инспекций;
– стимулов, побуждающих государства отказаться от собственного обогащения урана;
– более сжатых сроков осуществления инициативы «Глобальное уменьшение угрозы»;
– более широкого участия в инициативе по воспрещению распространения;
– более тесного сотрудничества между МАГАТЭ и Советом Безопасности;
– конкретных шагов в области разоружения.
Государства-члены должны продемонстрировать готовность принимать меры для укрепления режима нераспространения.
В борьбе с терроризмом ООН должна в максимальной степени использовать свою организующую роль, свой нормотворческий потенциал и свой глобальный охват. В этом месяце в Мадриде я намереваюсь изложить контртеррористическую стратегию для ООН. Группа высокого уровня рекомендует создать целевой фонд для оказания государствам помощи в выполнении имеющих юридическую силу обязательств по борьбе с терроризмом, установленных Советом Безопасности, и для оказания ООН большего содействия государствам в выполнении этих обязательств.
ООН должна демонстрировать нулевую терпимость к терроризму любого рода, какими бы ни были его причины. Группа смогла достичь консенсуса в отношении определения терроризма, что до сих пор государствам не удавалось. Государства должны сейчас использовать это определение для доработки и принятия всеобъемлющей Конвенции о борьбе с терроризмом, дав ясно понять, что любые террористические нападения на гражданских лиц или неучастников боевых действий совершенно неприемлемы.
Наш мир должен также более серьезно отнестись к вопросу биологической безопасности. Как показано в докладе Группы, террористы могут сравнительно легко вызвать массовую гибель людей путем применения таких агентов, как сибирская язва или натуральная оспа, закачанная в боеприпас. На примере атипичной пневмонии мы знаем, как быстро может распространяться новое инфекционное заболевание. Давайте же не будем ждать, пока произойдет ужасное, а уже сейчас предпринимать коллективные усилия для предотвращения этой угрозы. Я призываю Совет Безопасности начать консультации со Всемирной организацией здравоохранения, работу по укреплению глобальных механизмов охраны здоровья населения.
Во-вторых, когда усилия по предотвращению не дают результатов и когда исчерпаны мирные средства, нам, возможно, придется рассматривать вопрос о применении силы.
Решение о применении силы никогда не бывает легким. Это одно из самых трудных решений, которое приходится принимать. Группа предложила подход, который должен помочь всем государствам и СБ ООН продумывать такие решения и их последствия и достигать консенсуса.
Группа не видит необходимости во внесении поправок в статью 51 Устава ООН. Статья 51 оберегает право всех государств действовать в целях самообороны в случае вооруженного нападения. Большинство юристов признают, что это включает право принимать упредительные меры против явной угрозы.
Однако, как отметила Группа, в сегодняшнем мире мы можем сталкиваться с угрозами, которые не являются явными, но которые могут стать реальными практически без какого-либо предупреждения и могут, если их не устранить, привести к чудовищным последствиям. Устав наделяет СБ ООН всеми необходимыми полномочиями для устранения таких угроз. И он должен быть готов к этому.
Мы должны также помнить о том, что государственный суверенитет предполагает обязанности, а также права – в том числе обязанность защищать граждан от геноцида и других массовых злодеяний. В тех случаях, когда государство не выполняет свои обязанности, Совет Безопасности должен быть готов взять их на себя – в частности, посредством санкционирования, при необходимости применения силы для спасения жизни невинных граждан. Ввиду этого я приветствую то внимание, какое уделяется в докладе обязанности обеспечивать защиту. Я считаю, что государства должны согласиться с этим тщательно сформулированным принципом и что СБ ООН должен действовать в соответствии с этим принципом.
В-третьих, мы должны обеспечить себя коллективными инструментами, которые нужны нам для успешного строительства прочного мира в раздираемых войной странах, – задача, в осуществлении которой ООН и региональные организации сегодня участвуют в целом ряде стран. Наши успехи в области миростроительства отнюдь не однозначны. Половина стран, в которых гражданские войны, как казалось, были урегулированы с помощью мирных соглашений, в течение пяти лет, как это ни трагично, снова скатываются к конфликтам.
Для оказания международному сообществу содействия в успешном осуществлении этих жизненно важных усилий Группа рекомендует создать в ООН новый межправительственный орган – Комиссию по миростроительству. Комиссия служила бы для государств-членов, международных финансовых учреждений, региональных организаций, стран-доноров, стран, предоставляющих войска, и стран, которым оказывается помощь, форумом для достижения консенсуса и принятия мер: для согласования стратегии, выработки рекомендаций в отношении политики, мобилизации ресурсов и координации усилий всех участников.
ООН также необходим больший оперативный потенциал для принятия ответных мер в случае недееспособности государства. Сегодня наши силы численностью более 75 тыс. человек входят в состав 18 операций по поддержанию мира на четырех континентах, и 19-я операция в Судане находится на стадии планирования.
Использование наших ресурсов достигло предела. Фактически в обозримом будущем глобальные потребности превысят возможности ООН принимать ответные меры – особенно с учетом того, что только одна пятая часть используемого нами военного персонала приходится на представителей развитых стран.
В целях исправления такого положения Группа в своем докладе призывает:
– развитые страны ускорить превращение имеющихся сил в контингенты, способные участвовать в операциях по поддержанию мира;
– укрепить стратегические запасы материальных средств ООН для развертывания, постоянно действующие соглашения, целевые фонды и силы гражданской полиции;
– обеспечить более тесное сотрудничество между ООН и региональными организациями в целях разделения труда и взаимопомощи в работе.
Это не сухие или академические вопросы. Взгляните на нынешнее положение в Судане. На протяжении многих лет миллионы людей гибнут в результате борьбы с применением насилия между севером и югом страны. ООН в очень сложных условиях разворачивает операцию по поддержанию мира на юге страны в поддержку заключенного недавно мирного соглашения.
А в Дарфуре Комиссия ООН установила, что гражданское население пострадало от жестоких военных преступлений, которые можно рассматривать как преступления против человечности. Я приветствую тот факт, что Африканский союз играет ведущую роль в развертывании сил по поддержанию мира в Дарфуре.
Но даже с учетом помощи ООН, ЕС, США и других доноров возможности Африканского союза в том, что касается удовлетворения потребностей в сфере безопасности, несоразмерны с масштабами стоящей задачи. Наша неспособность защитить людей ежедневно приводит к новым жертвам.
В этой связи я хотел бы обратить особое внимание на четвертый, заключительный момент в отношении коллективной безопасности: нашей конечной целью должен быть мир, состоящий из миролюбивых и дееспособных государств, которые в состоянии ответственно пользоваться своим суверенитетом и принимать меры в связи с внутренними потрясениями до того, как они перерастут в конфликт, нанесут ущерб их собственным гражданам и создадут угрозу для граждан других стран.
Мы сможем сделать мир более безопасным только в том случае, если будем серьезно относиться к демократизации, развитию и правам человека. ООН ежедневно добивается прогресса по этим направлениям. Например, в докладах ООН обращается внимание на вопросы прав человека во многих странах. Мы содействовали обсуждению давно назревшего вопроса о положении в области развития человеческого потенциала в арабских странах. Наши усилия по сокращению вдвое масштабов нищеты во всем мире к 2015 году исходят из необходимости обеспечения благого правления в развивающихся странах, подкрепленного конкретной помощью со стороны развитых стран.
Все больше и больше стран-доноров в настоящее время разрабатывают конкретные планы в целях выполнения обязательств в области развития, принятых на основных международных конференциях. В 2005 году всем состоятельным странам следует последовать этому примеру. Как показывает недавнее знаменательное исследование, проведенное ООН, при правильном проведении политики и выделении ресурсов можно добиться успеха в развитии. В этой связи наряду с поддержкой демократии и благого правления нам следует активизировать помощь, содействовать облегчению бремени задолженности и поощрять свободную и честную торговлю. Эти усилия взаимно укрепляют друг друга и являются тем наиболее эффективным вкладом, который мы можем внести в обеспечение коллективной безопасности.
Даже если государства-члены примут неотложные меры, перед нами все еще будет стоять множество проблем. Но в наших руках будет более эффективная, действенная и справедливая система коллективной безопасности, более серьезный план содействия развитию и более совершенная ООН.