0
1164
Газета Дипкурьер Интернет-версия

14.03.2005 00:00:00

Война против Ирана вполне возможна

Тэги: клосон, иран, сша


клосон, иран, сша Глава Высшего совета национальной безопасности Ирана Хасан Рухани, отвечающий за ядерную программу, ежедневно отвергает обвинения Вашингтона в адрес своей страны.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

– Как вы оцениваете перспективы изменения политики Вашингтона в отношении Ирана? США действительно могут перейти от политики кнута к политике пряника?

– Очень важная часть политики Вашингтона на иранском направлении заключается в том, чтобы сохранять здесь единый фронт с европейцами. Таким образом, когда представители Европы сами обращаются к Соединенным Штатам с просьбой сделать очень ограниченные и специфические шаги в направлении Тегерана, Вашингтон рассматривает это предложение. Полагаю, что то, о чем просили президента Джорджа Буша французский и немецкий лидеры, – это очень конкретные и ограниченные вещи, которые США тщательным образом рассмотрят. Не хочу сказать, что все потом случится автоматически. Напротив, США не собираются предлагать Ирану «пряник» в качестве жеста доброй воли или как жест, направленный на укрепление доверия. «Пряник» будет предложен лишь в контексте некоего соглашения, которое практически наверняка придется разрабатывать европейцам. Другими словами, США пойдут на такие перемены лишь потому, что их об этом попросили европейцы, и для того, чтобы сохранить единый фронт с Европой. Этот фронт уже некоторое время является важной частью политики США на иранском направлении.

– Не думаете ли вы, что «утечка» в американскую прессу о возможном смягчении позиции администрации могла быть определенным маневром, цель которого – заставить Сирию почувствовать на себе большее давление Вашингтона?

– Определенно, это было бы позитивным результатом американских заявлений. Но все-таки США делают в данном случае акцент на едином фронте с европейцами для оказания большего давления на иранцев и последующего заключения соглашения с ними. В администрации полагают, что, когда иранцы увидят, что великие державы, включая Россию, едины по вопросу их ядерной программы, иранцам придется уступить. Напомню, заявление по Ирану, прозвучавшее в ходе саммита «большой восьмерки» на Си-Айленде в прошлом году, было очень полезным. Полезным стало и заявление главы Росатома Александра Румянцева в Тегеране о том, что иранцы должны достичь соглашения с МАГАТЭ и разрешить главные разногласия с этим агентством, если они действительно хотят, чтобы Россия поставила топливо на их АЭС. Чем лучше администрация будет строить единый взгляд на Иран у стран «большой восьмерки» – европейцев, России – то есть у членов Совета Безопасности ООН, – тем больше вероятность того, что иранцы достигнут соглашения с европейцами.

– Прогнозируете ли вы, что США предпримут военные действия в отношении Ирана?

– Полагаю, что США будут продолжать активно собирать развединформацию о ядерной программе страны. Нам очень важно знать, действительно ли Иран ведет секретную деятельность в нарушение соглашений. Чтобы быть уверенными в том, что делает или не делает Тегеран, Соединенным Штатам необходимо проводить военную разведку в этой стране. Я бы не удивился, если бы статьи о том, что США размещают некую аппаратуру в Иране, например для взятия проб воздуха и прослушивания телефонных разговоров, оказались правдой. Такой вид военного вмешательства, на мой взгляд, будет иметь место. Проходила и информация о том, что в Иран были направлены беспилотные самолеты-разведчики. Это, видимо, будет практиковаться и в дальнейшем. Вполне возможно, что США также проведут военные учения в регионе, чтобы продемонстрировать приверженность США защищать своих союзников. Таким образом, действия сдерживающего характера, а также сбор развединформации – все это скорее всего будет.

– А как насчет реальной войны? Возможна ли она и кто может принять участие в этой кампании?

– Если против Ирана будет применена сила, в первую очередь в бой будут брошены американские ВВС и ВМФ. Следует отметить, что против Исламской Республики могут быть использованы те ресурсы ВС США, которые на данный момент не задействованы активно в Ираке. Таким образом, все предположения о том, что США настолько вымотались в Ираке, что ничего не смогут сделать в Иране, откровенно ошибочны. Напротив, американские ВВС и ВМФ чувствуют себя неловко от того, что, несмотря на войну, им не отведено сейчас в ней роли.

Если США все-таки атакуют Иран, они наверняка прибегнут к авиабазам в ряде стран-монархий в Персидском заливе – тем, что использовались для нанесения ударов по Афганистану и Ираку. Авиабазы будут использоваться для атаки, а также в качестве вспомогательных пунктов для сбора информации, поисково-спасательных операций. Думаю, что эти монархии не будут противиться.

– Могут ли США попытаться сместить иранский режим «изнутри», посредством организации государственного переворота, например?

– Если бы в этой стране было широкое общественное движение, которое призывало бы к свержению режима, нечто вроде широкого народного движения в Ливане, которое призывает Сирию уйти из страны, США мобилизовали бы любые международные формы, чтобы его поддержать. Но должно сначала появиться это движение, прежде чем его поддержат США.

– Ваша оценка позиции Израиля в нынешней ситуации?

– У Израиля гораздо более хорошие отношения с Россией, чем у США, чтобы сказать русским: «Оглянитесь, что вы делаете?» Один из аргументов, на который Израиль постоянно может упирать перед Россией, связан с КНР. В 1964 году тогда еще существовавший СССР не придавал должной значимости вопросу разработки Китаем ядерного оружия. Но как только КНР заполучила бомбу, это быстро стало большой проблемой для Советского Союза. Поэтому сейчас Москве говорят, что не стоит совершать такую же ошибку, как сорок лет назад. Ведь наличие у Тегерана ядерного оружия имеет для нее значение, и она должна что-то предпринять, чтобы у иранцев это оружие не появилось.

– Из Сирии и Ирана звучали заявления, что они могут дать отпор американской агрессии сообща. Насколько это возможно? Ваш комментарий.

– Сирийские власти уже проявили крайнюю неспособность и некомпетентность, поставив свою страну в очень трудное положение. Похоже, что они полностью сели в лужу в Ливане: приписываемое Дамаску убийство бывшего ливанского премьера Харири вызвало негодование у Франции и Саудовской Аравии – пожалуй, лучших друзей Дамаска, оказывавших ему международную протекцию. Так что любое предположение о таком «едином фронте» просто глупо.

Из досье «НГ»

Заместитель директора Вашингтонского института ближневосточной политики доктор Патрик Клосон неоднократно давал свою оценку событиям на Ближнем Востоке перед комитетами Конгресса США. Он автор более 30 научных трудов по региону. Многие работы Клосона опубликованы в журналах «Форин афферс», «Миддл Ист джорнел», «Международная экономика». Клосон также регулярно печатается в элитных американских газетах «Нью-Йорк таймс», «Уолл-стрит джорнел», «Вашингтон пост». Среди последних книг специалиста: «Иран при Хатами: политическая, экономическая и военная оценка», «Как построить новый Ирак после Саддама», «Последнее арабо-израильское поле битвы? Последствия ухода Израиля из Ливана».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1901
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1198
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
885
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1176

Другие новости