Уничтожение оружия албанских боевиков в Македонии – символ умиротворения.
Фото Reuters
– Господин Серри, как вы оцениваете военно-политическую ситуацию на Балканах после 10 лет участия НАТО в миротворческих операциях? Считаете ли вы, что в тех местах, где проводятся или проводились ваши операции – в Боснии и Герцеговине, Косово и Македонии, – исключена возможность возобновления конфликтов?
═
– За годы, прошедшие со времени первой интервенции НАТО, перспективы балканских народов изменились до неузнаваемости. Если до вмешательства НАТО угроза войны нависала надо всем регионом, то сегодня, на мой взгляд, возобновление широкомасштабных военных действий стало маловероятным. Если раньше Балканы, казалось, в политическом плане двигались в совершенно ином направлении, чем остальная часть Европы, то сегодня евроатлантическая интеграция стала реальной целью для всех государств и образований. Это в значительной степени стало результатом того, что Североатлантический альянс обеспечил безопасность.
═
– В результате конфликтов на Балканах и после них значительно изменилась этническая карта. Иными словами, многие места компактного проживания одних народов прежде всего в Боснии, Хорватии и Косово теперь населены другими. Многие беженцы так и не смогли вернуться домой. Как перекройка этнической карты сказывается на процессе урегулирования на Балканах?
═
– Главная цель международного сообщества и альянса всегда состояла в том, чтобы отстаивать демократию и гуманитарные ценности и не допускать этнических чисток. Главная цель воздушной кампании НАТО в 1999 году состояла в том, чтобы остановить гуманитарную катастрофу в Косово и защитить албанцев от этнической чистки. Равным образом со времени размещения сил КФОР в провинции в июне 1999 года НАТО взяла на себя обязательство защищать этнических сербов от такой же участи. Сегодня документ, именуемый «стандартами, предшествующими статусу», направлен на то, чтобы создать условия для демократического, стабильного, многоэтнического Косово еще до того, как будут приняты главные решения, касающиеся будущего статуса провинции. Важная часть этого процесса заключается в том, чтобы обеспечить возвращение значительного числа косовских сербов. К сожалению, пока их число очень мало.
В 2001 году НАТО помогла предотвратить угрозу гражданской войны и появление большого числа беженцев в Македонии. Сегодня реформы, вытекающие из Охридского мирного соглашения, в основном осуществлены. Они оживили демократию и принцип многоэтничности в македонском обществе.
В Боснии и Герцеговине вмешательство НАТО произошло уже после того, как гражданская война и этнические чистки опустошили страну. Однако сегодня общепризнано, что там достигнут реальный прогресс в области возвращения боснийских беженцев и перемещенных лиц. Из примерно 2,2 миллиона людей, насильственно перемещенных во время войны, более миллиона вернулись в места прежнего проживания.
═
– С недавних пор операцией в Боснии командует Европейский союз. Как вы оцениваете его работу?
═
– Успешное завершение миссии СФОР под руководством НАТО к концу 2004 года отражает улучшение в сфере безопасности как в Боснии и Герцеговине, так и во всем регионе. Оно также символизирует более глубокий уровень сотрудничества в сфере безопасности между альянсом и Евросоюзом. В то время, как ЕС разместил новые силы миротворцев и взял на себя ответственность за повседневное поддержание безопасности в Боснии и Герцеговине, НАТО сосредоточилась в первую очередь на военной реформе. Мы подготовим страну к присоединению к программе «Партнерство ради мира» и в конечном счете к вступлению в альянс. Штаб НАТО ведет также работу по предотвращению терроризма, задержанию лиц, подозреваемых в военных преступлениях и сбору развединформации.
Сотрудничество между ЕС и НАТО осуществляется на основе пакета соглашений, известных как «Берлин плюс». На практике эти договоренности направлены на то, чтобы избежать ненужного дублирования в действиях двух организаций и добиться, чтобы они работали слаженно. Главком миссии ЕС в Боснии и Герцеговине является одновременно заместителем верховного главнокомандующего сил НАТО в Европе. Он также является самым старшим офицером ЕС в штабе в Монсе.
═
– Почему в Косово, на ваш взгляд, до сих пор не позволено вернуться сербской армии, что предусмотрено резолюцией 12 44 СБ ООН? Неужели такая возможность дезавуирована в Кумановском соглашении, которое предано гласности лишь частично?
═
– На мой взгляд, нет никакого смысла в возвращении сербской армии в Косово, так как это еще больше осложнило бы хрупкую ситуацию в области безопасности в провинции. Военно-техническим соглашением или Кумановским соглашением, на которое вы ссылаетесь, предусмотрено, что командующий КФОР должен дать свою оценку того, были ли выполнены условия для возвращения сербской армии в Косово, как это определено резолюцией 1244 СБ ООН. В прошедшие годы оценка командующего была негативной. Маловероятно, что она изменится в ближайшем будущем.
═
– Вскоре должен начаться «процесс определения окончательного статуса» Косово. Что в НАТО понимают под окончательным статусом – независимость?
═
– Я очень надеюсь, что предстоящий всесторонний отчет о соблюдении стандартов позволит Совету Безопасности ООН подтвердить возможность продвинуться к следующей стадии процесса, когда нужно будет определять будущий статус Косово. С точки зрения перспектив урегулирования кризиса, рискованно оставлять конфликты неразрешенными слишком долго. Резолюция 1244 оставляет будущий статус Косово неопределенным. Я думаю, что следует исключить по крайней мере возвращение к «статус-кво энти».
Чрезвычайно важно, чтобы временные институты самоуправления в Косово продолжали функционировать во время процесса определения статуса. Это позволит добиться существенного прогресса в выполнении всех стандартов. Только демократическое и многоэтническое Косово сможет найти свое место в регионе и в евроатлантических структурах.
═
– В ближайшие годы может начаться «развод» между Сербией и Черногорией. Готова ли НАТО участвовать каким-либо образом в урегулировании споров между Сербией и Черногорией?
═
– Любые процедуры «развода» между Сербией и Черногорией будут прежде всего делом, затрагивающим Белград и Подгорицу. Если обе стороны обратятся к НАТО с просьбой участвовать в урегулировании их разногласий – что маловероятно, тогда этот вопрос будет рассматривать Североатлантический совет.