В нынешнем году в Армении должен состояться референдум о внесении поправок в Конституцию республики. Его необходимость признается и властью, и оппозицией. Еще семь лет назад, после своего первого избрания на высший государственный пост, президент Роберт Кочарян пообещал изменить Основной закон. Первая попытка была предпринята в 2003 году, параллельно с парламентскими выборами, однако она оказалась неудачной: вынесенный на референдум проект не набрал необходимого числа голосов. Нет уверенности в том, что успех реформе будет гарантирован и на сей раз.
Сегодня существуют три проекта конституционных изменений: один представлен коалицией трех приближенных к власти партий, другой – центристский – подготовлен Объединенной трудовой партией (ОТП) и, наконец, индивидуальный проект оппозиционного депутата Аршака Садояна.
Все они рассматриваются временной парламентской комиссией по интегрированию в европейские структуры. Ведь конституционные изменения входят в число важнейших, но до сих пор не реализованных обязательств, взятых на себя Арменией при вступлении в Совет Европы. Говорить о реальном сближении с Европой, чего в Армении страстно желает население и все политэлиты, не внеся поправок в Конституцию страны, не приходится. После обсуждений в парламентской комиссии эти проекты вместе с заключением экспертов Венецианской комиссии рассмотрит Национальное собрание. На референдум, который запланирован на лето, будет выставлен тот вариант, который получит поддержку большинства депутатов.
Как сообщил корреспонденту «НГ» президент Русско-армянского содружества Юрий Навоян, пока комиссия успела рассмотреть лишь те положения, в которых предлагаемые всеми тремя проектами изменения почти совпадают. Поэтому обсуждение проходит в «конструктивной рабочей обстановке». Но ясно, что в дальнейшем могут появиться острые разногласия. Особенно когда речь пойдет о взаимоотношениях различных ветвей власти. Так, Объединенная трудовая партия предлагает законодательно закрепить полномочия всех ветвей власти. «Нашей основной задачей является конституционное закрепление разделения, самостоятельного и независимого функционирования всех ветвей власти и в то же время создание системы сдержек и противовесов между ними», – сказал один из разработчиков «пакета ОТП», депутат Григор Конджеян.
Любопытно, что именно этот вариант, который во многом напоминает проект, предложенный в 2003 году президентом Кочаряном, удостоился позитивной оценки экспертов Венецианской комиссии Совета Европы.
В то же время оппозиционный блок «Справедливость», выступающий за существенное ослабление президентской власти и усиление роли парламента, работу Национального собрания бойкотирует и в обсуждениях участвовать отказывается. По словам одного из лидеров блока депутата Виктора Далакяна, оппозиция намерена превратить голосование в «референдум о доверии власти и лично президенту». Как подсчитала оппозиция, поправки могут заметно увеличить полномочия главы государства сразу по 38 пунктам. Впрочем, партия «Дашнакцутюн» также недовольна тем, что «ограничения власти президента не носят существенного характера». В частности, как сказал «НГ» депутат от этой партии Армен Рустамян, речь идет об участии парламента в назначении премьер-министра. Сейчас премьера назначает президент, а парламент может только утвердить или не утвердить программу правительства.
Судя по всему, основная дискуссия развернется вокруг предложений «коалиции власти» и «трудовиков», считает Армен Рустамян, поскольку Венецианская комиссия довольно прохладно отнеслась к проекту депутата Садояна.
Впрочем, тонкие юридические нюансы не очень интересуют рядовых граждан. Поэтому главным будет вопрос о разрешении двойного гражданства, чего нет в действующей сейчас Конституции. Большинство армянского населения поддерживает введение института двойного гражданства, в то время как многие политики и эксперты высказывают обоснованные опасения. Не менее 60% армян проживают за пределами исторической родины, и если они станут гражданами Армении, то парламент и президента реально будут избирать те, кто живет за границей, а не жители страны.
Введение двойного гражданства активно лоббирует одна из партий коалиции – «Дашнакцутюн», традиционно имеющая опору именно в диаспоре. Как сказал «НГ» один из ее руководителей Армен Рустамян, «двойное гражданство – принципиальная позиция. Наша партия является инициатором снятия запрета на двойное гражданство».
Впрочем, глава парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам Рафик Петросян заявил, что, хотя в новую Конституцию Армении не войдет пункт, запрещающий двойное гражданство, соответствующие вопросы будут регламентироваться специальным законом. Не исключено, что в результате те, кто имеет двойное гражданство, вообще будут лишены права голоса, особенно в случае постоянного проживания за рубежом. А если учесть, что и сегодня любой армянин может за весьма скромную сумму получить суррогат национального паспорта, полностью приравнивающего его в правах к жителю Армении (за исключением права голосовать и нести армейскую службу), то понятно, что эта проблема имеет скорее сугубо идеологическую и психологическую нагрузку. Тем более что страны, в которых проживает наибольшее число армян – Россия и США, двойного гражданства не признают и вряд ли признают в ближайшем будущем.
Уже сейчас ясно, что и власть, и центристы, и оппозиция попытаются использовать любые коллизии, связанные с обсуждением изменений Конституции, в своих чисто политических целях. Если оппозиции удастся организовать бойкот летнего референдума либо доказать, что голосование проводилось с нарушениями, очередного обострения внутриполитической обстановки, судя по всему, избежать не удастся. Поэтому разгорающиеся «страсти по Конституции» уже нынешней весной легко могут превратиться в революционные потрясения.