По обе стороны демаркационной линии, разделяющей Молдавию на две – признанную и непризнанную, более полумесяца продолжается концентрация сил. Молдавская сторона, мотивируя свои действия возможностью провокаций в ходе начавшейся избирательной кампании в парламент и непосредственно в день голосования, 6 марта, подтянула к зоне безопасности дополнительные подразделения полиции. Приднестровцы, опасаясь подогрева конфликта, объявили о возможной мобилизации населения и подтянули к той же зоне безопасности и левобережным населенным пунктам, находящимся под юрисдикцией Кишинева, бронетехнику.
В Молдавии многие аналитики считают, что подогрев приднестровского противостояния предпринимается официальным Кишиневом искусственно, чтобы отвлечь внимание собственного народа и международной общественности в случае, если предвыборная кампания будет развиваться по пути жесткого противостояния власти и оппозиции. Это некий «запасной аэродром», с помощью которого власти попробуют избежать молдавской революции. Предсказываемый сценарий развития событий таков: если недовольная итогами выборов оппозиция развернет акции протеста, последует ряд провокаций на границе с Приднестровьем, на которые власти отреагируют введением чрезвычайного положения и просьбой прислать в республику других миротворцев – уже не российских и не украинских. И этот сценарий представляется весьма вероятным.
Однако нынешнее обострение отношений между Кишиневом и Тирасполем спровоцировали не только приближающиеся парламентские выборы. Позиция властей по базовым принципам приднестровского урегулирования кардинально изменилась практически одновременно со сменой внешнеполитического вектора – с пророссийского на прозападный. На прошлой неделе во время своего визита в Москву президент Румынии Траян Бэсеску поставил вопрос перед Владимиром Путиным о подключении Бухареста к процессу урегулирования в Приднестровье.
Близкий во всех смыслах Бухаресту Кишинев серьезно испортил отношения с Москвой, отказавшись подписывать в конце 2003 года предложенный Россией ⌠меморандум о молдавско-приднестровском урегулировании■. Тогда говорили, что это явится началом обострения, и так и произошло: в конце 2004 года дошло до того, что президент Молдавии Владимир Воронин назвал свою страну последней в Европе оккупированной чужими войсками.
Буквально через пару недель после провала «меморандума» молдавский парламент принял закон о статусе иностранных военнослужащих. Все бы ничего, если бы не примечание – положения закона не распространяются на военнослужащих российского миротворческого контингента, базирующегося в Приднестровье. Закон, по мнению Кишинева, необходим для обеспечения некими правами и обязанностями иностранных армейцев, прибывающих в республику в рамках обмена по проектам Пакта стабильности для юго-восточной Европы. В то же время аналитики выразили предположение, что Кишинев данным законодательным актом закладывает основы для реализации так называемого «плана Цэрану», который подразумевает введение миротворческих сил ООН в Приднестровье и установление международного протектората в регионе.
Логичное продолжение последовало только год спустя. На софийском саммите ОБСЕ впервые официальный Кишинев четко и ясно выразил позицию в отношении находящихся в Приднестровье российских миротворцев и «остатков» 14-й армии в виде вооружений и их охраны. Формула «Долой российских оккупантов!», ранее использовавшаяся в Молдавии только правыми радикалами, обрела легальный статус. Раскрутка этого лозунга положена в основу избирательной кампании, в том числе Партии коммунистов. Даже христианские демократы приветствовали «решительность коммунистов, впервые посмевших назвать вещи своими именами».
Затем последовал запрет на перемещение в сторону Приднестровья членов официальных международных представительств и миссий без заблаговременного уведомления молдавского МИДа, обмены нотами между Кишиневом и Москвой. Киев тогда промолчал, что неудивительно – пылали майданные страсти. Как бы там ни было, но с началом избирательной кампании доступ представителей стран-гарантов «на тот» берег грубо ограничили.
С категоричным заявлением по поводу возводимых властями Молдавии препон выступил лидер Союза труда «Patria-Родина» Георгий Сима. По его словам, власти Кишинева «продолжают безумный курс на усиление конфронтации с Россией и Украиной, на разрушение пятистороннего формата переговоров┘ они нацелены на новую войну», «не осознавая всей полноты личной ответственности за судьбу страны и ее народа». Сутки спустя с аналогичным заявлением выступил и лидер Приднестровья Игорь Смирнов.
Правда, прибытие в Молдавию на прошлой неделе группы мониторинга во главе с Жозетт Дюрье Кишинев и Тирасполь использовали каждый по-своему. Так, президент Владимир Воронин выразил озабоченность в связи с действиями тираспольских властей, направленными на эскалацию напряженности, в то время как Кишинев уже готов предоставить Приднестровью автономию. Но только при содействии и непосредственном участии в переговорном процессе «Европейского союза, США и, возможно, Румынии, как соседнего государства и будущего члена ЕС». Игорь Смирнов, в свою очередь, обвинил Кишинев в несоблюдении конституционных прав граждан Приднестровья. Как ни странно, этот пункт претензий Тирасполя нашел отклик в душах центристов. Блок «Демократическая Молдова» направил международным наблюдателям и ОБСЕ протест: потребуйте, чтобы президент Воронин как гарант Конституции обеспечил жителям Левобережья возможность проголосовать – страна, мол, одна, а значит, и положения Конституции на всех граждан Молдавии распространяются. Центризбирком при этом пообещал изыскать возможность открытия избирательных участков в Левобережье, но выставил ультимативный список условий, исполнение которых должен гарантировать Тирасполь.
Определенный диссонанс в отношения Кишинева и Тирасполя вносит и новая позиция Украины в отношении Приднестровья, в частности обещание Виктора Ющенко заблокировать перемещение приднестровских грузов на украинском участке границы. Впрочем, категоричность Украины может существенно ослабиться. Не последним по значимости фактором здесь является то, что нынешний владелец Молдавской ГРЭС (крупнейшего генерирующего предприятия в регионе) российско-бельгийская компании Saint Gidon Invest намерена передать контрольный пакет акций дочернему предприятию РАО «ЕЭС России» – АО Nordic. РАО «ЕЭС» совместно с украинским энергетическим ведомством уже несколько лет пытается реализовать проект по экспорту электроэнергии в Румынию и далее на Балканы – в обход территории Молдавии. Технические возможности для этого в принципе есть. ГРЭС находится на территории Приднестровья, и лишь небольшие участки высоковольтной линии проходят по южному региону Молдавии. Если их полностью перенести на территорию Украины, то Молдавия останется в стороне от экспорта электроэнергии. Вырабатывать электричество планируется как раз на Молдавской ГРЭС, из 12 энергоблоков которой пока работают только 3, а остальные нуждаются либо в ремонте, либо в модернизации. Все необходимые подготовительные работы РАО «ЕЭС» намерено взять на себя, в то время как Украина получит в проекте свою долю прибыли, в том числе за транзит энергоресурсов. Что ни говори, а столь масштабный и прибыльный проект Киевом может быть оценен гораздо выше, чем нестабильно добрые отношения с Кишиневом.
Кишинев