Министр иностранных дел Киргизии Аскар Айтматов любит пофилософствовать.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
- Аскар Чингизович, как вы оцениваете внутриполитическую ситуацию в вашей стране накануне выборов в парламент?
═
– Обстановка у нас вполне нормальная, стабильная. Страна живет, трудится, день за днем приближается к выборам. Выборы – это борьба. В таких случаях политическая температура обычно повышается. Но в Киргизии она находится в пределах нормы.
═
– Существуют различные точки зрения в отношении того, что происходит в Киргизии, в том числе и среди российских СМИ.
═
– Действительно, многие говорят о неминуемости революционного «бархатного» сценария. Я не считаю, что ситуация предреволюционная. Идет обычная политическая борьба перед выборами. У оппозиции есть желание пройти во власть – на то она и оппозиция. Однако для этого есть законные пути. Как на власть, так и на оппозицию ложится ответственность за сохранение политической стабильности, ответственность за сохранение общественного спокойствия.
Признаюсь, у нас есть некоторые люди, которых привлекает идея «бархатной революции» по аналогии с Грузией и Украиной. И они хотели бы аналогичного сценария для Киргизии. Хочу подчеркнуть – у нас нет предпосылок для подобного развития событий. А искусственное и насильственное нагнетание варианта революционного действия вряд ли пройдет в соответствии с украинским или грузинским сценариями. Общественно-политическая ситуация, традиции, расклад сил у нас иные. Поэтому нагнетания революционной ситуации, не дай бог, могут привести к таджикскому сценарию начала 90-х. Предстоящие выборы будут испытанием нашей демократической зрелости. Это касается и властей, и гражданского общества, и оппозиции. А также это будет очень серьезный экзамен на их чувство ответственности перед страной, перед народом, перед нашим будущим как независимого государства.
═
– Киргизию называли «островком демократии» в Центральной Азии. Насколько демократично, на ваш взгляд, пройдут выборы? Как министр оценивает политическую активность своих бывших коллег?
═
– Название «островок демократии» дано нам не авансом, оно заслужено делами. И это мы постараемся доказать, хотя бы теми же выборами. Я надеюсь, что выборы пройдут без особых нарушений. За их ходом будут следить сотни иностранных и международных наблюдателей, не говоря уже о представителях киргизских неправительственных организаций, которых насчитывается 5000. ОБСЕ направит около 200 наблюдателей, примерно столько же – СНГ. Наш великий сосед КНР впервые в своей истории направляет 20 своих наблюдателей.
Что касается политической активности моих коллег по дипломатической службе┘ Ряд из них занимали ранее крупные руководящие посты. Не берусь сейчас комментировать, почему представители оппозиции протащили через парламент закон, предусматривающий пятилетний ценз оседлости, тем самым ограничив право людей, находящихся в загранкомандировках, в том числе послов, на выдвижение своих кандидатур в Жогорку Кенеш. Вашей газете президент Акаев говорил, что он не является сторонником этого закона, но парламент его все же принял. Ну что же, закон есть закон.
Когда говорят о моих бывших коллегах, то прежде всего имеют в виду лидера оппозиции Розу Отунбаеву. Президент в свое время оказал ей большое доверие. Роза Исаковна трижды возглавляла МИД, была первым послом в США и Великобритании. Никакая другая женщина в Киргизии не получала столько внимания и поддержки от официальной власти и не имеет такой блестящий послужной список, как она. Сейчас Отунбаева утверждает, что работала на отчизну, а не на президента. Но ведь Аскар Акаевич мог предоставить такую честь и другому человеку. Достойных лидеров, в том числе и среди «слабого пола», у нас, поверьте, немало.
Когда-то Розу Исаковну связывала большая дружба с бывшим президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе. Однако сейчас она предпочитает эти факты умалчивать. Конъюнктура, я так понимаю, неподходящая. Не оказав ему никакой моральной поддержки, находясь в Грузии, сейчас Роза Исаковна бесконечно восхваляет «бархатную революцию». Более того, мечтает претворить аналогичный сомнительный сценарий в Киргизии. Говорит, что начала сомневаться в курсе Акаева еще в 1994 году. Почему же она тогда не ушла в оппозицию, а поехала на престижную и комфортную работу в Великобританию?
═
– И все же, какова ваша позиция по этому вопросу, ведь послы представляют вашу страну за рубежом?
═
– Я действительно считаю, что для послов можно было бы сделать исключение. Но сейчас, к сожалению, мы имеем то, что имеем. Я искренне могу сказать, что послы попали в юридически-правовой капкан. Но я еще больше сожалею о том, что тысячи наших избирателей за рубежом не смогут принять участия в голосовании. Это тоже было решение парламента.
═
– Не собираются ли власти начать диалог с оппозицией?
═
– Отчего же? Диалог, в принципе, ведется в различных форматах. Однако если часть оппозиции выбирает формы «революционной» борьбы, то она уже не ищет и не идет на диалог. Власти же всегда были готовы к диалогу с оппозицией в цивилизованных формах.
═
– Российский министр обороны Сергей Иванов говорил, что Россия будет остро реагировать и реагирует на «экспорт революций» в страны СНГ, какими бы цветами они ни прикрывались. По всей видимости, это относится в первую очередь к Киргизии. Готовы ли в Бишкеке принять такую помощь от России?
═
– Мне кажется, нашим народам хватило революций на многие поколения вперед. Я полагаю, что мы в состоянии справиться с ними собственными силами. Возможностей для этого у нас много. А помощь России для нас, конечно, важна. Это морально-политическая поддержка со стороны истинного друга, который в трудное время не подведет.
═
– За последний год в счет погашения долга в российскую собственность перешли некоторые крупные предприятия киргизского ВПК. Речь идет о почти 180 миллионах долларов. Сохранится ли эта тенденция?
═
– Сейчас действительно прорабатывается новое направление сотрудничества с Россией на основе погашения нашего внешнего долга путем передачи российской стороне государственного пакета акций ряда киргизских предприятий промышленности, в частности относящихся к сфере ВПК. На мой взгляд, такой подход выгоден обеим сторонам. Мы представили наши соображения по данному вопросу российской стороне и ждем ответа. На осень нынешнего года намечено проведение второго Экономического форума, и мы ждем большой десант российских бизнесменов.