Министры иностранных дел Армении Вардан Осканян и Азербайджана Эльмар Мамедьяров 2 марта проведут в Праге очередной раунд переговоров по проблеме урегулирования нагорнокарабахского конфликта. Эта встреча руководителей внешнеполитических ведомств противоборствующих сторон пройдет в атмосфере, которая, по мнению большинства аналитиков, в данный момент благоприятна для Азербайджана. Дело в том, что неделю назад на сессии ПАСЕ была принята резолюция по ситуации вокруг Нагорного Карабаха, и этот документ ставит армянскую сторону в довольно сложное положение.
Резолюция, принятая в Страсбурге по итогам доклада известного парламентария Дэвида Аткинсона (Великобритания), вызвала в Армении и Карабахе крайне негативную реакцию в отличие от Азербайджана, где ее приняли с ликованием. Как отметил президент Ильхам Алиев, «Баку добился главного – признания в докладе ПАСЕ факта оккупации Арменией части земель Азербайджана». Впервые в международно-правовом документе Армения названа страной-агрессором, а режим Нагорного Карабаха – сепаратистским. Более того, комментируя свой доклад, Аткинсон заявил, что Нагорный Карабах не имеет права на самоопределение: «Если даже Азербайджан согласится предоставить независимость Нагорному Карабаху, Евросоюз возражать не будет. Но всем очевидно, что власти Азербайджана никогда на это не пойдут».
Трудно было представить более щедрый подарок Азербайджану. Не случайно в Ереване немедленно отметили, что «от доклада Аткинсона попахивает нефтью», намекая на заинтересованность Запада в контроле энергетических ресурсов Каспия.
Для армянской стороны доклад Аткинсона – это повод для серьезных размышлений. И хотя официальный Ереван, стремясь завуалировать более чем неприятное впечатление от этого документа, заявляет едва ли не о «дипломатической победе», провал армянской дипломатии очевиден.
Армянские эксперты однозначно убеждены, что эта неудача не случайна: она является следствием ущербной концепции, определяющей в последние годы подходы Еревана к урегулированию конфликта. Проблема в том, что с 1988 года, когда возникло противостояние, и до конца 90-х годов карабахская проблема рассматривалась на всех уровнях как проявление борьбы армян этого края за самоопределение, а самопровозглашенная Нагорно-Карабахская республика была полноправным участником всех переговоров в любом формате. Армения при этом имела статус «заинтересованной стороны», но непосредственным участником конфликта не считалась. Такое положение, кстати, было официально зафиксировано соответствующим документом ОБСЕ в 1992 году.
После прихода к власти в Ереване бывшего карабахского руководителя Роберта Кочаряна подходы изменились: Армения взяла на себя роль непосредственного участника противостояния, а Карабах при молчаливом попустительстве Еревана был вытеснен из переговорного процесса. В результате вся проблема перешла в плоскость территориального спора. Разумеется, это сильно ослабило позиции армянской стороны на международной арене, и восстановить их будет крайне проблематично.
Свою роль сыграло и недовольство Баку деятельностью Минской группы ОБСЕ, которая за 10 лет своего существования, по мнению Азербайджана, ничего практически не сделала для урегулирования конфликта. На самом деле это не так: Минская группа и ее сопредседатели в лице России, США и Франции несколько раз предлагали сторонам планы урегулирования, но Баку в большинстве случаев эти планы отвергал, ибо посредники предусматривали для Карабаха очень высокий уровень самостоятельности. Именно «проармянский крен» Минской группы и вызывал все более возрастающее раздражение Азербайджана, где давно уже твердят о необходимости смены переговорного формата и посредников.
Таким образом, вмешательство ПАСЕ оказалось для азербайджанской стороны весьма плодотворным. Ясно, что Азербайджан, окрыленный этим успехом, попытается минимизировать роль Минской группы, продолжая настаивать на переносе дискуссии теперь уже в ООН (где может рассчитывать на безоговорочную поддержку большинства исламских стран) и в Международный суд. Кроме того, появились опасения, что победа в ПАСЕ может спровоцировать азербайджанскую сторону на очередную силовую попытку решения вопроса. В своем докладе Дэвид Аткинсон указал, что конфликт имеет три варианта решения, в том числе военный, когда Азербайджан, используя силу, освобождает свои территории.
И хотя вероятность использования военной силы невелика, ибо справиться с карабахской, а тем более с армянской армией для Баку будет достаточно сложно, в Ереване уже не исключают и такого развития событий. Во всяком случае, министр обороны Армении Серж Саркисян пригрозил, что, решись Азербайджан на войну, ему вскоре придется говорить уже «не о 20% потерянных территорий, а о всех 40».
При том что резолюция ПАСЕ прямой юридической силы не имеет, а носит рекомендательный характер, но в Баку, Ереване и Степанакерте прекрасно понимают морально-психологическое значение этого документа. Вероятно, поэтому нагорнокарабахское телевидение реанимировало архивную запись интервью Дэвида Аткинсона, данного им в 1993 году, когда он был председателем комиссии по странам, не входящим в СЕ. Тогда Аткинскон, посетив Карабах, публично заявил, что «развязал войну Азербайджан, и пока она не будет прекращена, Совет Европы не примет его в свой состав». Кроме того, в этом интервью он сказал, что «карабахцы имеют право самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Наша организация и я лично сделаем все возможное, чтобы карабахские армяне жили на своей земле свободно┘». Это доказывает, что подходы европарламентария диаметрально изменились. При этом западные эксперты связывают намерение европейцев включиться в разрешение самого затяжного конфликта в СНГ не только с политическими, но и с экономическими интересами. Это подтверждают, в частности, слова нового сопредседателя Минской группы ОБСЕ от Франции Бернара Фасье. На прошлой неделе в Баку он заявил, что «неразрешенность армяно-азербайджанского конфликта причиняет огромный ущерб стабильности в регионе, а также осуществлению экономических проектов на более широком пространстве, включая Среднюю Азию». При этом следует отметить, что за невыгодную для армян резолюцию в ПАСЕ голосовали не только депутаты от западных государств, но и российские представители. Это означает, что надежных союзников у Еревана в данный момент просто нет. Тут уже вряд ли правомерно ссылаться на «нефтяные», «транспортные» и подобные интересы «заинтересованных игроков». Скорее следует подумать, почему некогда очевидные симпатии в отношении Армении в Европе и в России постепенно сменяются на явное охлаждение и очевидное отторжение армянских подходов и интересов.