Отношения с украинской политической элитой нужно и можно налаживать, опираясь на руководителей, оставшихся на своем посту.
Фото Reuters
Украинский избирательный марафон остался позади. Сегодня в Москву приезжает Виктор Ющенко, которого до сих пор российская политэлита подчеркнуто игнорировала. Нам фактически предстоит заново выстроить отношения с соседней страной.
При ближайшем рассмотрении оказывается, что движение за автономию восточной Украины заглохло, толком и не начавшись. Элиты востока стремятся договориться с Ющенко – не случайно Юлия Тимошенко посетила Донецк сразу после «переголосования» по приглашению Рената Ахметова, крупнейшего предпринимателя региона, ранее активно продвигавшего в президенты Януковича. Еще один «восточник», человек номер два в правительстве Януковича Николай Азаров уже в декабре проводил ярко выраженную политику компромисса с «оранжевыми».
А митрополит Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) Владимир поздравил Ющенко с победой еще до официального объявления результатов выборов. Даже один из самых последовательных сторонников Януковича в УПЦ МП, одесский митрополит Агафангел, дистанцировался от тех православных активистов, которые не хотят признавать результаты «переголосования», но не выражают при этом интересов большей части клира и прихожан.
Между тем широкое пророссийское движение на юго-востоке страны возможно только при одном условии – если новая власть будет проводить безумную политику дискриминации регионов, проголосовавших за Януковича. Немного утрируя: если Донецкий университет попытаются назвать именем Степана Бандеры, а «патриарха Филарета» (в миру Михаила Денисенко, анафематствованного канонической Церковью) официально при поддержке государства провозгласят главой украинского православия. В этом случае Украина действительно может оказаться на грани раскола. Но ни один серьезный политик не может в своих действиях ориентироваться на то, что партнеры из соседнего государства заведомо будут совершать провокационные глупости, которые пойдут им же во вред.
Поэтому рациональней выглядит другая линия. А именно: признание существующих политических реалий и стремление найти общий язык с президентом Украины и его правительством. Тем более что для этого есть все данные. Это и традиционные экономические связи между двумя странами. И транзитный статус Украины для российского ТЭКа, позволяющий развивать сотрудничество на взаимовыгодной основе. И вполне реальные интересы, которые российские компании имеют на Украине. Кстати, они хотели бы видеть в лице украинского правительства предсказуемого партнера, ориентированного на понятные и прозрачные отношения, исключающие преференции тем или иным местным олигархическим группам в ущерб иностранным (в том числе и российским) инвесторам. Так, при прежнем правительстве Украины российские компании не были допущены к приватизации «Криворожстали». Теперь же Виктор Ющенко и его сторонники утверждают, что откажутся от подобных действий. Время покажет, насколько им удастся сдержать обещания, но если новая власть действительно хочет идти по пути евроинтеграции, ей не избежать конкретных шагов, направленных на улучшение инвестиционного климата.
Что касается газового транзита, то известно, что представители «Нашей Украины» активно критиковали создание российско-украинского газового консорциума, видя в этом ущемление национальных интересов. Но одно дело – политические заявления, и совсем другое – решения государственного масштаба. Не исключено, что новые украинские власти будут настаивать на более активном привлечении к деятельности консорциума европейцев – немцев, возможно, французов. В принципе это предусматривалось и в 2002 году, когда только согласовывалось создание консорциума и подписывались первые «протоколы о намерениях».
Именно экономика, а не политика должна доминировать в двусторонних отношениях. Это относится и к такому проекту, как Единое экономическое пространство, который, безусловно, выгоден для бизнеса всех стран-участников. Однако если этот проект рассматривать как политическую альтернативу евроинтеграции, то, очевидно, он вряд ли будет приемлем для новых украинских властей. Излишняя политизация экономических процессов способна вызвать недоверие к самым выгодным начинаниям.
Понятно, что в период президентства Ющенко Украина будет тяготеть к Западу, но во многом от России зависит, насколько это тяготение будет носить однонаправленный характер. В окружении Ющенко есть, разумеется, ярые «западенцы». Есть среди победителей и реально мыслящие политики и администраторы, понимающие важность российского фактора для своей страны. С ними надо развивать (а чаще налаживать заново) позитивные контакты. В то же время вполне очевидно, что надо поддерживать связи и с традиционно пророссийскими политиками украинского востока, а также с канонической Православной Церковью УПЦ МП.
Самое главное – России надо привыкать к восприятию Украины как независимого государства, а не географического понятия, некоей территории, которая рано или поздно должна вернуться в российские пределы. Причем привыкать уважать нашего соседа не на словах, а на деле.