Участие или неучастие в предвыборной гонке ХАМАСа и «Исламского джихада» не является определяющим фактором, считает палестинский посол.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
– Как вы прокомментируете визиты глав внешнеполитических ведомств США и России Колина Пауэлла и Сергея Лаврова на Ближний Восток?
═
– Оба визита были чрезвычайно значимыми для Палестинской автономии. Колин Пауэлл и Сергей Лавров являются представителями стран членов «ближневосточной четверки», а именно с ней палестинцы связывают свои надежды на достижение справедливого мира в рамках плана «Дорожная карта». Эффективное содействие США и России крайне необходимо для продвижения политического процесса в регионе. Мы очень высоко ценим предложенное Пауэллом содействие в проведении предстоящих президентских выборов, а также традиционную поддержку российской стороны, которую выразил глава МИД РФ в рамках переговоров с председателем Организации освобождения Палестины Махмудом Аббасом, премьер-министром Ахмедом Куреи и и.о. главы автономии Раухи Фаттухом. Я уверен, что и дальнейшие контакты на этом уровне будут конструктивными.
═
– Ожидаются ли какие-либо перемены в процессе разрешения ближневосточного конфликта после ухода столь значимой фигуры, как Ясир Арафат?
═
– Любое руководство Палестины будет прикладывать все усилия для достижения мира на Ближнем Востоке. Это, однако, зависит далеко не только от одной Палестинской автономии и не должно быть целью одних лишь палестинцев. Весь мир должен стремиться к прекращению конфликта. К сожалению, существуют силы, которые всегда старались препятствовать мирному процессу. Они это делали и при жизни Ясира Арафата, они продолжат это делать и после него. Сегодня Палестина стоит перед все теми же нерешенными проблемами. Так же, как при Арафате, автономия продолжает нуждаться в эффективном сотрудничестве и содействии международного сообщества и «ближневосточного квартета». Отмечу, однако, что США и Израиль упустили самый большой шанс на достижение мира в регионе. После его смерти это будет сложнее. Палестине остается только надеяться, что мировое сообщество осознает масштаб потери и это заставит его приложить больше усилий для нахождения справедливого решения арабо-израильского конфликта.
═
– Сейчас Палестина активно готовится к проведению намеченных на январь президентских выборов. Как происходит подготовка к ним?
═
– Как прописано в нашей Конституции, новые президентские выборы должны быть проведены в течение 60 дней с момента ухода главы автономии со своего поста. Дата голосования уже определена – это 9 января 2005 года. До сих пор выборы властей в Палестине происходили без каких-либо затруднений, и каждый желающий имел возможность выразить свою волю. Мы надеемся, что и эти выборы также пройдут гладко. Палестинская национальная администрация активно контактирует с членами «ближневосточного квартета» и другими представителями международного сообщества с тем, чтобы они оказали содействие в организации и проведении выборов. Контролировать процесс голосования будут международные наблюдатели из целого ряда стран. Безопасность, как и на прошлых выборах, будут обеспечивать палестинские органы правопорядка. Что касается финансовой части проведения выборов, то мы надеемся на помощь прежде всего со стороны Европейского союза. Какие точно средства на это будут затрачены, пока сказать трудно, но в любом случае речь не идет об очень крупных суммах.
═
– Известны ли уже все основные претенденты на пост президента Палестинской автономии?
═
– Я не готов сейчас называть имена кандидатов от других партий и движений, но от ФАТХ – самой крупной политической силы в автономии, выдвинут единый кандидат, одобренный большинством ее членов. Это председатель Организации освобождения Палестины Махмуд Аббас. По сложившейся традиции члены ФАТХ голосуют, как правило, только за этого единого кандидата, хотя демократия дает право любому иметь собственные предпочтения. Аббас – политик с огромным опытом, способный трезво оценить создавшуюся в Палестине ситуацию. В свою очередь, народ может быть не согласен с этим, и у него будет возможность выбрать кого-то из остальных, выдвинутых другими политическими силами претендентов. Что касается тех лиц, которых в преемники Арафату активно прочила иностранная пресса, как, например, нынешний и.о. главы автономии Раухи Фатух, бывший министр внутренних дел, руководитель службы безопасности Газы Мохаммед Дахлан или известный лидер сопротивления Марван Баргути, то все они состоят в ФАТХ, поэтому вероятнее всего на выборах поддержат Махмуда Аббаса.
═
– Готовы ли полные списки избирателей и если нет, то как проходит их составление?
═
– Списки составлены для всех избирательных округов, кроме района Иерусалима, где нам по-прежнему не позволяют это сделать израильские власти, а там не менее 200 тыс. имеющих право голоса палестинцев. Мы не раз пытались открыть пункты регистрации избирателей, но израильтяне их закрывали. Чтобы разрешить эту проблему, мы продолжаем обращаться за поддержкой к международному сообществу.
═
– Будут ли участвовать в президентских выборах палестинские беженцы, проживающие в лагерях за пределами автономии? Как решается эта проблема?
═
– Такой проблемы на данном этапе перед нами не стоит. Палестинские беженцы и палестинцы, проживающие за пределами Палестины, в этих выборах не смогут принять участие. Дело в том, что в январе должно состояться избрание лишь лидера национальной власти, то есть главы непосредственно самой автономии. Интересы же всех палестинцев в мире представляют Организация освобождения Палестины и председатель ее исполнительного комитета, который избирается иным образом. После смерти Ясира Арафата исполком ООП возглавил Махмуд Аббас, однако, если он будет избран президентом Палестины, на этой должности он будет отвечать только за ситуацию внутри территории автономии. Лишь после того, как ближневосточному конфликту будет найдено справедливое решение и на карте региона появится независимое государство Палестина, беженцы и другие палестинцы смогут вернуться на свою родину, получить паспорта и стать полноправными ее гражданами. Тогда они примут участие в выборах уже главы страны.
═
– Как известно, движения ХАМАС и «Исламский джихад» отказались от участия в президентских выборах, может ли это повлиять на ход и итог голосования, и если да, то как?
═
– Участие или неучастие в предвыборной гонке каких-либо движений, в том числе ХАМАС и «Исламского джихада», не является определяющим фактором для процесса голосования. Обе организации не выдвигали своих кандидатов и на предыдущих президентских выборах, однако это не помешало им состояться. И явка тогда была беспрецедентно высокой – более 80%. Сейчас самое важное для Палестины – это выйти из периода вакуума власти и избрать нового президента автономии. Главное – обеспечить возможность палестинцам изъявить свою волю.
═
– В мировых СМИ среди претендентов на активное участие в политической жизни Палестинской автономии часто упоминается и имя вдовы Ясира Арафата Сухи, что вам известно о ее планах в этом направлении?
═
– Это не более чем погоня за дешевой сенсацией. У нее нет и никогда не было никаких политических амбиций. Она не играла никакой политической роли ни в автономии, ни в Организации освобождения Палестины, ни в движении ФАТХ. У Сухи не было никакого влияния на ситуацию в Палестине. Кто она такая, чтобы иметь влияние? Она была женой Арафата, и не без права вмешиваться в его дела. Теперь она его вдова, вот и все.
═
– Еще одна тема, которую часто развивает мировая пресса, – это многомиллионные тайные счета Ясира Арафата и претензии на них вдовы Сухи, что вам известно по этому поводу?
═
– Многомиллионные счета Ясира Арафата – абсолютная выдумка. Сегодня невозможно скрыть ни один счет ни в одном банке мира. Для разведки США, например, не составляет труда узнать, у кого, где и сколько хранится денег. Если бы они действительно располагали документами, доказывающими существование счетов Арафата, то почему они их не обнародуют? В свою очередь, швейцарские власти уже официально объявили, что в Швейцарии нет ничего, что бы принадлежало покойному лидеру. Несомненно, шумиху вокруг тайных счетов Арафата раздувает израильская пресса с подачи Моссада. И до, и во время болезни лидера, и теперь, после его смерти, израильтяне преследовали одну лишь цель – очернить репутацию Арафата как легендарного борца за свободу обездоленного народа. Финансами Палестинской автономии, как полагается по закону, ведает министр финансов Салям Файяд, деятельность которого открыта для всего мира. Но это средства автономии. У самого же Арафата нет буквально ничего, поэтому ни его жене, ни кому бы то ни было другому претендовать не на что. Роскошная жизнь Сухи Арафат – тоже слухи, распространяющиеся органами разведки Израиля в рамках все той же программы подрыва авторитета Ясира Арафата. Она уже давно не живет в Париже. Вместе с дочерью они переехали в Тунис, где пребывают как личные гости президента страны Зин аль-Абидина бен Али, который фактически их содержит. Я уже говорил, слухи о богатстве Ясира Арафата и Сухи – дешевая пропаганда.