Российская Федерация довольно часто упоминается наряду с другими государствами СНГ как «суперпрезидентская» республика, дрейфующая к авторитаризму. Насколько такие утверждения соответствуют истине?
Для корректного ответа на этот вопрос достаточно сравнить полномочия-права со сдержками-противовесами, которыми соответственно наделяется и ограничивается высшее должностное лицо законодательством страны. Как раз на этой основе можно определить, является ли президент реальным или номинальным главой государства, то есть возглавляет ли он вертикаль исполнительной власти или наделен лишь представительскими функциями.
Такой подход позволяет выявлять наличие баланса прав и обязанностей, предоставляемых главе государства конституцией, определять соответствие властных ресурсов, предоставляемых законодательством, реальному положению вещей, а также дает возможность сравнивать между собой властный потенциал лидеров различных стран.
Президент президенту рознь
Как правило, положение лидера в стране связано не только с конституцией, но и с неписаными законами, которые вытекают из исторического и культурного опыта народов. Казалось бы, они должны в сознании граждан перевешивать конституционное законодательство, появившееся на территории бывшего СССР сравнительно недавно – в двадцатые годы прошлого века. Тем не менее нынешние конституции стран СНГ вполне адекватно моделируют реальное положение глав государств.
По этим меркам наиболее весомую позицию занимает Туркменбаши. Значительные полномочия туркменского руководителя, которые на Западе считают диктаторскими, отражены в законодательных документах, по которым ему делегированы максимально возможные права и минимальные обязанности. Вплотную к лидеру Туркмении приближается казахстанский президент.
Лидеры европейских стран Содружества в этом смысле заметно ограничены в своих действиях. Так, руководители Белоруссии, Украины и России имеют существенно меньше полномочий и значительно больше ограничений по сравнению с их азиатскими коллегами.
Самым «слабым» лидером в СНГ является президент Молдавии, которая не так давно из президентской превратилась в парламентскую республику. Глава государства в этой стране избирается теперь не всем народом, а парламентом. Подотчетность значительно «урезала» полномочия президента.
Российские особенности
Предложение Владимира Путина по изменению порядка введения в должность руководителей субъектов Федерации пока напрямую не связано с изменением и дополнениями действующей российской Конституции. Однако если президент получит право назначать губернаторов и распускать региональные законодательные органы, если те не согласятся с президентскими кандидатурами, это может заметно изменить властную конфигурацию в нашей стране. Пока мы можем только указать тенденцию этих изменений, явно усиливающих власть президента.
Первое заметное ослабление полномочий губернаторов и законодательных органов субъектов Федерации произошло после принятия нового порядка формирования Совета Федерации. В соответствии с ним губернаторы и спикеры региональных парламентов перестали быть членами верхней палаты Федерального собрания, получив взамен возможность делегировать туда своих представителей.
Новации российского президента ослабят лидеров регионов, которые станут частью «властной вертикали», подчиненной непосредственно главе государства. В этом случае Россия становится практически унитарным государством, очень напоминающим Белоруссию. Заметим, что до недавнего времени именно государственное устройство считалось одним из главных препятствий на пути строительства Союзного государства из-за чрезмерной асимметричности этого образования.
Итоги белорусского референдума
Недавний референдум дал Александру Лукашенко право в третий раз баллотироваться на пост президента. Это существенно увеличило политический вес белорусского лидера в Союзном государстве. Без каких-либо противовесов он получил значительный дополнительный властный ресурс, который по объему полномочий и без того считается на Западе чуть ли не диктаторским. Возможность для практически неограниченного продления срока правления может сделать «батьку Луку» политическим долгожителем. Так что белорусская сторона вновь усилила асимметричность Союзного государства, в очередной раз затруднив его поступательное развитие.
Европа и Америка следуют примерам
Любопытно, что, оставаясь эталонами демократии, Евросоюз и Соединенные Штаты также идут по пути консолидации государственной власти. Причем делают это не менее интенсивно, чем Россия и Белоруссия.
Так, подписаны документы о принятии Конституции Евросоюза. После ратификации европейского Основного закона парламентами входящих в него стран Евросоюз из конфедерации превратится в полноценную федерацию и у него появится президент. Функции главы Единой Европы в значительной степени будут иметь представительский характер, как и в любой другой парламентской республике.
Президент США с началом объявленной террористической войны также получил заметные дополнительные полномочия. Это выражается в одобрении американскими парламентариями идеи создания антитеррористического суперагентства, подчиненного непосредственно президенту. В настоящее время создан и действует Национальный контртеррористический центр, объединивший все американское разведывательное сообщество во главе с директором по национальной разведке в ранге советника президента США. Такой силы не было еще ни у одного из американских президентов.
Явная тенденция
Таким образом, в самом начале XXI столетия за редким исключением наметилась тенденция к повышению степени консолидации государственных образований. Это выражается, в частности, в получении главами многих государств дополнительных полномочий в рамках действующих или вновь принимаемых конституций. Однако отсутствие четко сформулированных критериев перевода национальных лидеров в малопочтенную категорию авторитарных правителей не способствует прояснению складывающейся ситуации. Остается надеяться, что появляющаяся у президентов возможность почти до отказа нажимать педаль газа не приведет их страны к езде без тормозов.