0
1569
Газета Дипкурьер Интернет-версия

15.11.2004 00:00:00

Новый договор с Евросоюзом – жизненная необходимость

Надежда Арбатова

Об авторе: Надежда Константиновна Арбатова - доктор политических наук, директор научных программ комитета "Россия в объединенной Европе".

Тэги: ес, спс, соглашение, сотрудничество


В 2007 году истекает срок действующего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и Европейским союзом. На сегодняшний день это основной документ, регламентирующий отношения России и ЕС. Между тем отношения России и ЕС в политической области давно перешагнули рамки СПС. Что же касается сферы экономического сотрудничества, то, по мнению ряда российских ученых, продвинувшись вперед на некоторых направлениях, и Россия, и ЕС не смогли реализовать весь потенциал соглашения: некоторые положения СПС устарели, некоторые не выполняются как той, так и другой стороной. В целом под эту классификацию попадает 64 положения соглашения. Будущее членство России в ВТО еще больше подчеркнет его неадекватность реальному положению дел.

Что же делать? Продлить действие модернизированного СПС или подумать о новом договоре, который поднял бы планку в отношениях России и ЕС в соответствии с решениями Санкт-Петербургского саммита об интеграции России в общие «европейские пространства» в сфере экономики, внутренней и внешней безопасности, культуры и образования?

Сегодня можно наблюдать удивительное единодушие консерваторов и в России, и в ЕС в их поддержке СПС при всем различии природы российского и европейского консерватизма. В ЕС нет желания обременять внутреннюю повестку дня союза, переживающего преобразования в связи с расширением и углублением европейской интеграции, так называемым российским фактором. В России помимо ностальгии о «третьем Риме» повышение уровня сотрудничества с ЕС создает личную угрозу для людей, понимающих, что сближение двух партнеров на базе европейских ценностей не оставит для них места в новой России.

В чем же истоки сегодняшних проблем в отношениях России и ЕС? Представляется, что причина состоит в том, что Россия никогда не была включена в стратегию ЕС в отношении посткоммунистического пространства после краха биполярности. Речь, разумеется, идет не о стратегии ЕС в отношении России, принятой в 1999 году с намерением сохранить уровень сотрудничества после косовского кризиса. Речь идет о реальной стратегии ЕС в 90-е годы, в основе которой лежали два направления: стабилизация через региональное сотрудничество наиболее проблемных стран и регионов Центральной и Юго-Восточной Европы и интеграция наиболее подготовленных стран в ЕС, с которыми заключались соглашения об ассоциации. Однако даже планы стабилизации предусматривали некую промежуточную форму – соглашения о стабилизации и ассоциации. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве находилось за рамками этой стратегии. Фактически, хотя, может быть, и не так явно, как в случае НАТО, это было новое деление европейского посткоммунистического пространства между странами, включенными в интеграционные планы ЕС, и странами так называемой Большой Европы.

Поддерживая курс на демократизацию России, признавая важность своего восточного соседа, ЕС последовательно обходил вопрос о месте России в интегрирующейся Европе. Интересно, что в начале 90-х Россия, взявшая курс на быструю интеграцию во все западные институты, добивалась на переговорах с ЕС соглашения, близкого к соглашению об ассоциации. Хотя справедливости ради следует отметить, что и у российского руководства не было четких осознанных целей и приоритетов на европейском направлении, понимания сути европейской интеграции, ее важности для демократизации российского общества, а противоречивость внутренней трансформации России лишь укрепляла желание Брюсселя держать «стратегического партнера» на расстоянии вытянутой руки.

При всей важности СПС, устанавливающего правовые отношения с Европейским союзом, этот формат договора имел существенные ограничения. СПС отражало технократический, а не политический подход ЕС, оно не ставило задач системной трансформации тех стран, с которыми заключалось, оно носило статичный характер и не учитывало эволюции отношений (что, собственно, мы наблюдаем сегодня) и охватывало главным образом сферу экономики и торговли. Иными словами, СПС оставляло те страны, с которыми оно было подписано, за рамками интеграционных процессов, бурно развивавшихся в Европе в прошедшее десятилетие. Именно поэтому те страны, которые взяли курс на интеграцию в ЕС, стремились перешагнуть планку СПС. Так, например, Молдова была включена в Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы, хотя в полной мере ее нельзя отнести к этому региону ни географически, ни политически.

Стратегия Европейского союза в 2004 г. получила новое развитие в политике добрососедства, направленной на укрепление стабильности, прежде всего в «ближнем зарубежье» ЕС. Если в первом варианте соседствующие с Европейским союзом страны от Марокко до России рассматривались как единое целое без выделения приоритетов и диверсификации политики ЕС по отношению к этим странам, то в окончательном варианте Россия отсутствует вовсе. Точнее, в документе трижды говорится о том, что «стратегическое партнерство» с Россией будет строиться на основе Санкт-Петербургских решений, то есть за рамками политики добрососедства. Однако Санкт-Петербургские решения остаются на сегодняшний день лишь прекрасной идеей, лишенной практического содержания. Их осуществление требует не только нового политического мышления и особой степени доверия (особенно в сфере безопасности), но и определенного временного задела. В частности, создание общего европейского экономического пространства невозможно без полной интеграции новых членов в экономическое пространство ЕС. Но главное – то, что без новой договорно-правовой базы между Россией и ЕС эти решения будут сведены к мелкотравчатому прагматизму, к тактике мелких шагов.

Итак, что мы имеем в сухом остатке – устаревшее СПС и прекрасную мечту. Синицу в руке и журавля в небе. Представляется, что сегодня новый договор между Россией и ЕС – жизненная необходимость. Россия, которая дала Европе беспрецедентную безопасность, устранив угрозу глобального конфликта с роспуском СССР, должна быть наконец включена в стратегию ЕС. Название договора имеет принципиальное значение. Модернизированное СПС будет подтверждением прежнего подхода ЕС к России, своего рода клеймом на лбу партнера, остающегося на обочине европейской интеграции. Новый договор должен быть нацелен на трансформацию России через постепенную и последовательную интеграцию с ЕС. Только в этом случае требования к России со стороны ЕС соответствовать европейским нормам и принципам будут иметь смысл. Кроме того, по аналогии с процессом стабилизации в отношении Центральной и Юго-Восточной Европы, необходим региональный подход ЕС ко всему европейскому пространству СНГ. Только он может снять угрозу потенциального соперничества и конфронтации на территории СНГ.

Многое будет зависеть от позиции новых членов ЕС, которые должны показать, что они действительно представляют новую Европу, свободную от прежних комплексов, чувства мести и виктимности по отношению к России. Прагматические и тактические соображения не должны подменять стратегию объединяющейся Европы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
571
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
637
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
396
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
486

Другие новости