Джон Керри не сумел донести до американцев простую мысль о том, что благополучие Америки напрямую зависит от благополучия остального мира.
Фото Reuters
В ходе предвыборной кампании президент Джордж Буш отстаивал подход, который сложился в его внешнеполитическом курсе за предыдущие четыре года: безусловный приоритет американоцентризма, право на принятие решений, затрагивающих безопасность других стран, действия в духе «сурового шерифа», зависимость союзников и органов ООН от действий Вашингтона. Несмотря на, казалось бы, очевидные недостатки (это если выражаться дипломатично) его политики в Ираке, он ни разу не выразил сожалений по поводу жертв с обеих сторон, своей неуклюжей лжи в оправдание начала боевых действий, по поводу того, что блок НАТО раскололся в связи с поведением своего лидера, а Совет Безопасности ООН испытал чувство беспомощности и унижения. Похоже, что оголтелый национализм, ставший содержанием его жесткости, понравился американцам, и они поддержали его.
Где встречать врага и как с ним сражаться? Ответ Буша оказался прост до умиления. Это – политическая проблема, и решать ее надо с помощью военной силы. Для реальных врагов это будет заслуженным наказанием, для потенциальных – убедительной демонстрацией силы, для друзей и союзников – нелишним напоминанием о том, кто есть кто в этом мире. Военная акция оказала огромное воздействие на американцев и, по сути дела, спасла президентскую карьеру Буша.
Демократ Джон Керри в своем противостоянии хозяину Белого дома не сумел до конца прояснить, почему он выступал против внешней политики республиканцев. Он говорил о жертвах – но они не столь велики (как во Вьетнаме), чтобы напугать американцев. Он говорил о реакции некоторых друзей, но, как известно, победителей не судят и, если в конце концов США победят в Ираке и на рынок хлынут потоки дешевой иракской нефти, все без исключения союзники безоговорочно поддержат действия Вашингтона. И по другим вопросам внешней политики Керри не сумел противопоставить Бушу ничего, что вызвало бы положительную реакцию большинства.
Для большинства американцев простая истина, скрытая в ответе на вопрос: «По ком звонит колокол?» (а ответ гласит: «Он звонит и по тебе»), пока еще непостижима. Они верят Бушу и его обещаниям построить стену (наподобие Великой китайской), за которой можно будет укрыть благополучие американцев от угроз неспокойного и раздираемого противоречиями мира. А Керри не сумел донести до американцев простую мысль о том, что благополучие Америки в силу происхождения и способа существования напрямую зависит от благополучия остального мира. Не будет там счастья – не придет оно и в Новый Свет.
Трудно ожидать, что Буш коренным образом станет менять свою политику. Скорее всего все останется как есть: проблемы партнерства, энергетики, Ирака, Ближнего Востока и многие другие. Но может произойти определенная перемена в сфере отношений США с некоторыми из стран переходного типа, отказавшихся от коммунистической модели и объявивших о своей готовности строить демократию. Те из числа этих стран, которые сумели добиться определенных успехов, – Центральная и Восточная Европа сейчас уже вошли в западные структуры – НАТО и ЕС. Неясна судьба тех стран, которые не могут похвастаться успехами на ниве строительства демократических институтов, в первую очередь стран СНГ.
Иракская эпопея показала, что для США определенную ценность стали обретать «новые» союзники и партнеры – как в рамках НАТО, так и за их пределами. Все новые союзники по НАТО – Польша, Венгрия, Чехия, страны Балтии и др. безоговорочно поддержали действия США и направили, хоть и символические, контингенты своих войск в Ирак. Еще на стадии войны в Афганистане безоговорочно предоставили свои базы в распоряжение США Узбекистан и Киргизия. Грузия готова посильно участвовать в операциях США, а главное, оказывать им политическую поддержку.
Все эти страны, в той или иной степени, связаны с Россией. Одни – такие, как Польша или Венгрия, – не могут забыть вековые унижения со стороны Российской империи или Советского Союза. Другие – страны Балтии, Чехия, Румыния – сочли, что, спрятавшись за спину натовских гарантий, они застрахуют себя от поползновений российского империализма. Третьи – Грузия, Азербайджан, Молдова, Узбекистан, Украина (ГУУАМ) – хотят видеть в США силу, противостоящую России на постсоветском пространстве.
С помощью своего рода «разворота» политики соглашения с любыми пожеланиями США (отмена Договора о ПРО 1972 г., расширение НАТО, появление американских военных советников в Грузии и др.), который наступил, когда президент России отказался поддержать американскую акцию в Ираке, Москве удалось несколько выправить наметившуюся асимметрию в отношениях с Вашингтоном. Бушу пришлось несколько иначе посмотреть на проблему России и увидеть в ней наряду с элементами понимания и уступчивости жесткость и готовность к противодействию.
В Москве сейчас царит эйфория по поводу победы Буша. Почему-то считается, что с его победой можно будет вернуться к золотым дням теплой дружбы двух президентов и их семей. Стоит в этой связи напомнить другую старую истину: «Нельзя войти дважды в одну и ту же реку».