0
1893
Газета Дипкурьер Интернет-версия

15.11.2004 00:00:00

Замороженный союз

Игорь Яковлев

Об авторе: Игорь Геннадьевич Яковлев - в 2002-2003 гг. советник госсекретаря Союзного государства, действительный член Академии политнаук.

Тэги: сг, белоруссия, перспективы, история


сг, белоруссия, перспективы, история Принципы внутригосударственных и межгосударственных объединений в рамках СССР, СНГ, Евросоюза и Союза Россия–Белоруссия.

В конце этого года исполнится пять лет со дня образования российско-белорусского Союзного государства (СГ). Это далеко не единственное межгосударственное объединение на постсоветском пространстве. Так, существуют СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, Центрально-Азиатская организация сотрудничества, шанхайская «шестерка», а с недавнего времени и Евросоюз в лице стран Балтии. Причем интерес к СГ время от времени возобновляется как к проекту, который считают наиболее консолидированным среди прочих.

Объединение или образование?

В преамбуле подписанного и ратифицированного Договора от 8 декабря 1999 года Союзное государство дважды называется государственным объединением. Именно вокруг этого вопроса в последние годы не утихают теоретические и политические дискуссии.

Проблема в том, что две независимые страны могут стать либо государственным объединением, либо межгосударственным образованием с различной степенью сплоченности. Формы государственного объединения имеют разные степени консолидированности. Самая жесткая – унитарное государство, за ним следует федерация и самая мягкая – конфедерация. Далее последовательно идут межгосударственные образования типа сообщества, содружества или альянса, не являющиеся государствами.

Что же такое Союзное государство? С одной стороны, наличие совместной государственности заложено уже в самом названии объединения двух наших стран. С другой, как видно из преамбулы Договора 1999 года, Союз Белоруссии и России не государство, а лишь этап на пути к государству. Налицо явная двусмысленность, которая интерпретируется по-разному в зависимости от обстоятельств.

«Образование нового типа»

Конечно, добровольное объединение государств невозможно без естественного стремления к нему народов этих стран. Опросы, проводимые в Белоруссии и России, показывают наличие реинтеграционных тенденций в общественном сознании двух стран. Другое дело – политики. Их отношение к воссоединению может меняться в зависимости от конкретных обстоятельств.

У самого Александра Лукашенко заметны «сезонные» колебания в этом вопросе, которые, как правило, увязаны с выборами и референдумами. Первый всплеск интереса к идее Союзного государства относится к периоду, предшествовавшему предыдущим президентским выборам в Белоруссии. Тогда большой популярностью пользовалась идея возрождения СССР, и проект создания консолидированного СГ – почти СССР – был встречен избирателями с пониманием.

После своего переизбрания Лукашенко заметно охладел к проекту, что выразилось в довольно резкой смене тональности.

Накануне недавнего референдума интерес белорусской стороны к СГ вновь возрос. Лукашенко пропагандистски использовал тему консолидации, обвинив при этом во всех проблемах Союзного государства Москву. На деле это может означать, что в период до президентских выборов 2006 года Лукашенко продолжит риторику консолидации, что само по себе не гарантирует реальных шагов Минска в этом направлении.

Асимметричность – не проблема

Конечно, размеры территории и численность населения двух стран, а также степень рыночных преобразования отличаются в разы, но более важной проблемой эксперты до последнего времени считают существенное отличие форм государственности. В соответствии с действующими конституциями Россия – умеренно консолидированная федерация, а Белоруссия – консолидированное унитарное государство. Поэтому и объединение это асимметрично.

Но жизнь не стоит на месте. Изменения происходят с обеих сторон. Лукашенко 17 октября выиграл референдум, позволяющий ему баллотироваться на третий срок, укрепив и без того монолитный, едва ли не тоталитарный унитаризм Белоруссии.

Аналогичные тенденции имеют место и в России. Высказанные недавно президентом Путиным предложения об изменении порядка введения в должность руководителей субъектов РФ могут серьезно сказаться на государственности нашей страны. Если эти новации будут приняты, то Россия из федерации де-факто превратится в унитарное государство. В этом случае асимметричность Союзного государства станет меньше, а это скажется на судьбе реинтеграции.

Немного истории

Белорусско-российское объединение за последние сто лет было разным. Долгое время Россия и Белоруссия входили в состав Российской империи – унитарного государства. После крушения империи они оказались в СССР, менявшемся от почти унитарного государства времен Сталина до мягкой федерации времен Горбачева. После распада СССР обе страны получили суверенитет и вошли в состав СНГ, представляющего собой не государство, а одну из самых мягких форм межгосударственных образований – содружество.

В 1996 году возникает Сообщество России и Белоруссии – межгосударственное образование, несколько более консолидированное по сравнению с СНГ. Уже через год сообщество трансформировалось в Союз Белоруссии и России – объединение с чертами конфедерации. В декабре 1999 года, во многом благодаря инициативе Лукашенко, был подписан Договор о создании Союзного государства. По идее СГ должно было стать мягким по форме объединением федеративного типа, к которому впоследствии могли присоединиться и другие государства.

Однако становление СГ проходит весьма непросто: до сих пор не принят Конституционный акт, не избран союзный парламент, переход на единую валюту отложен как минимум на год, бюджет исполняется не более чем на треть. Во многом это связано с тем, что элиты наших стран в краткосрочной перспективе не слишком высоко расценивают преимущества, которые они могут получить от СГ.

Евросоюз как образец для подражания

Объединенная Европа, по оценкам экспертов, куда более консолидированное государство, чем российско-белорусское объединение в его нынешнем виде.

С принятием Конституции, проект которой разработан под руководством Валери Жискар Д’Эстена, Евросоюз станет полноценным федеративным государством. Консолидация Европы позволит укрепить рыночные позиции стран ЕС. Это означает, что для соблюдения интересов российской и белорусской экономик в долгосрочной перспективе желательно не только повышение степени консолидации Союзного государства, но и вовлечение в его орбиту других заинтересованных стран постсоветского пространства.

Перспективы СГ

СГ сейчас вряд ли можно назвать эффективным проектом. Во многом это вызвано тем, что Союз Белоруссии и России изначально создавался скорее как инструмент политической воли, который при желании можно использовать для сохранения в «обойме» представителей высшего слоя элит двух стран, выдавливаемых из национальных политических пространств. Выбор Александром Лукашенко сценария третьего по счету президентства говорит о том, что союз в его нынешнем качестве скорее всего будет заморожен. Ясно одно: избрание в Белоруссии в 2006 году нового президента если и не поставит крест на Союзном государстве, то по крайней мере значительно снизит к нему интерес Минска.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
566
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
598
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
255
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
370

Другие новости