На митинги в поддержку Ющенко собираются огромные массы людей самого разного возраста.
Фото Reuters
– Накануне выборов президента на Украине много говорилось о так называемых внешних факторах влияния. Как вы считаете, насколько важно и значимо для Запада и для России, кто станет новым президентом Украины?
═
– Я бы не преувеличивал влияние и Запада и России. Восприятие Ющенко как проводника идеи быстрой интеграции в структуры Европы, а Януковича – как сторонника немедленного воссоединения с Россией, это, конечно, преувеличение. Украинское государство в его нынешнем виде основано на силе и мощи бюрократии. Это та система, которая не позволит новому президенту провести радикальные реформы, по крайней мере будет противиться им, борясь за самовыживание. Поэтому вряд ли кто-то на Украине верит в чудо, которое случится после 21 ноября. Но важно, что многие надеются на эволюцию больше, чем на революционные изменения. Сам Ющенко олицетворяет скорее всего надежду на позитивные изменения, на эволюцию страны в сторону настоящей демократии. Но это еще не гарантия позитивных изменений. Янукович олицетворяет идею некой стабильности, но украинское общество, думаю, уже устало от «стабилизации по-украински».
Конечно, если победит Ющенко, он может рассчитывать на определенную помощь со стороны Запада, но не более. О реальных планах вступления Украины в Евросоюз можно будет говорить еще не скоро.
═
– Если победит Ющенко, Украине грозит конфликт с Россией?
═
– Что изменится при Ющенко? Украина переориентируется на Запад и изгонит российский капитал? Это чушь. На Западе Украину пока никто не ждет, это – раз. Во-вторых, Ющенко – либерал, и доказал это, работая в правительстве. Он не станет экономическим националистом. И сам лидер оппозиции, и его окружение понимают, сколь важны для Украины хорошие экономические связи с Россией. Именно поэтому во времена премьерства Ющенко приток российского капитала на Украину увеличился. Россияне, российские интересы и русский язык на Украине всегда были, есть и будут. Это не только неизбежно, но абсолютно нормально.
Я воспринимаю результаты первого тура украинских выборов в первую очередь как поражение российских политтехнологов, которые довольно неудачно работают в Киеве уже с 2002 года.
═
– По какой причине Запад сделал ставку на Ющенко?
═
– Я не могу сказать, что Запад вообще делал ставки. Сегодня на Западе не слишком заинтересованы в Украине. И поэтому не прослеживается реальная поддержка Западом кого-то из кандидатов. Запад прежде всего заинтересован в том, чтобы на выборах были соблюдены честные, демократические процедуры. В этом плане Запад заинтересован демократией на Украине.
═
– Как вы считаете, после выборов внешняя политика Украины останется многовекторной? Будет ли Киев ситуативно балансировать между Россией и Западом?
═
– Я уверен, в этом плане мало что изменится. Любой украинский президент вынужден будет строить хорошие отношения и с Западом, и с Россией. Ющенко улучшит отношения с Западом, но это прежде всего на уровне политики, или, скорее, политической риторики. Но Янукович тоже должен будет строить диалог, чтобы быть, а не считаться президентом Украины и чтобы избежать угрозы железного занавеса на западной границе.
═
– Западные инвесторы изменят свое отношение к стране в зависимости от того, кто станет ее новым президентом?
═
– Сложно сказать сегодня. Но инвесторы не настолько политизированы, они не воспринимают риторику – прозападную или пророссийскую, а просчитывают прибыли или убытки. Политический риск важен, но я бы не назвал его основным. Важнее, создается ли в стране нормальный рынок и насколько он стабилен. Если за последние 15 лет на Украину пришло на порядок меньше инвестиций, чем, например, в Польшу, то это означает, что с рынками в стране что-то не так.
Хотя нужно признать, что на Украине тоже многое меняется. И в экономике прослеживается не только количественное развитие, отраженное макропоказателями, но и качественное – меняется структура экономики, быстрее развивается перерабатывающая промышленность, уменьшается доля сырьевых отраслей в ВВП. Это обнадеживающие тенденции с точки зрения инвесторов.
═
– Представители окружения Ющенко утверждают, что донецкий крупный бизнес, который усилит свои позиции в случае победы Януковича, станет препятствием для работы иностранных инвесторов на Украине. Что вы думаете по этому поводу?
═
– Возможно, при Ющенко будет легче начать работу на украинском рынке. Но я бы не демонизировал донецкий капитал, который очень быстро развивается в последние годы. Донецкий фактор на Украине имеет как положительные, так и отрицательные стороны. И я призываю вас не путать бизнес и политику. С донецкими бизнесменами можно вести переговоры и договариваться о сотрудничестве. Они, несомненно, прагматичные люди. Но, конечно, западным бизнесменам придется считаться с интересами крупных украинских финансово-промышленных групп, которые заинтересованы в своем развитии. В любом случае, как только определится победитель выборов – станет понятна перспектива на ближайшие 5, а то и 10 лет. Инвесторы, которые больше всего заинтересованы в стабильности, получат четкие сигналы о том, стоит ли начинать бизнес на Украине и как его строить.
═
– То есть кто бы ни победил на украинских выборах, никто не проиграет, кроме одного из кандидатов и его окружения?
═
– Нет. Еще одной проигравшей стороной могут оказаться те избиратели, которые считают Ющенко олицетворением демократии и связывают с ним надежды на лучшее будущее. Меня на Украине поразило огромное количество людей и машин с оранжевыми флажками и ленточками. Но дело не в символике, а в том, что люди поверили, что от них что-то зависит. Равнодушных нет. Мне это напомнило события 1980-х годов в Польше. Можно надеяться, что после президентских выборов украинцы станут другими и страна изменится.
Другое дело, что потенциал общества, который был мобилизован в поддержку Ющенко, может остаться без применения, если лидер и символ этого потенциала проиграет во втором туре. Даже люди, которые работают во властных структурах и не имеют отношения к оппозиции, говорят, что они не знают, чем будут заниматься и какими будут их личные перспективы, если победит Янукович. На что может быть направлена энергия разочарованного общества – сейчас сказать невозможно.
Киев