В странах Центральной Азии набирает обороты предвыборная избирательная кампания. Уже в декабре должны состояться парламентские выборы в Туркмении и Узбекистане, а в феврале будущего года – в Таджикистане и Киргизии. Официальные власти этих стран, естественно, стараются представить происходящее как очередной этап на пути демократизации общества. Основным наблюдателем на выборах будет миссия ОБСЕ, которая за последние годы сделала немалые финансовые вливания в развитие институтов демократии и рыночной экономики этих стран.
Личным посланником председателя ОБСЕ в странах Центральной Азии в настоящее время является экс-президент Финляндии Марти Ахтисаари, который после вступления в эту должность достаточно часто посещает регион. В начале своей деятельности Марти Ахтисаари в интервью радиостанции «Эхо Москвы» так охарактеризовал регион: «Я думаю, что в этих странах есть много общих черт, поскольку все они являются государствами, находящимися в переходном периоде к демократии и рыночной экономике». Отсюда логично предположить, что и требования к ним должны предъявляться аналогичные. Однако на деле все выглядит иначе. В начале октября Марти Ахтисаари посетил Узбекистан, где подверг резкой критике официальный Ташкент за то, что ни одна оппозиционная партия не смогла принять участие в парламентских выборах. «Я сожалею, что на этой стадии будет невозможно проведение выборов с более широким представительством различных политических сил,– заявил господин Ахтисаари на встрече с представителями ЦИК Узбекистана. – Несколько оппозиционных партий попытались зарегистрироваться, но им это не удалось».
Совсем иначе посланник главы ОБСЕ повел себя в ходе своего октябрьского визита в Туркмению. Президент Сапармурат Ниязов сообщил, что не намерен приглашать международных наблюдателей на предстоящие парламентские выборы, поскольку «руководство Туркмении выстраивает демократические процессы не под диктовку извне». В общем, Туркменбаши дал понять, что перед новыми выборами решил вообще отказаться от присутствия посторонних глаз.
Комментируя это решение Туркменбаши, Марти Ахтисаари заявил, что в возникшей ситуации представителям ОБСЕ «не следует быть настойчивыми, ведь период трансформации общества требует времени и терпения, особенно когда идет становление национального государства. Здесь просто необходима гибкость».
Благожелательность налицо. И ей уже нашли объяснение. «Дело в том, что Ахтисаари, являясь посланником организации, которая считает Туркмению «черной дырой прав человека», очень интересуется ахалтекинскими скакунами и ценами на них. Видимо, поэтому от него трудно ждать объективности. А ведь именно так (причем почти дословно!) и сам Ниязов оправдывает сложившуюся систему власти в Туркмении – с ее репрессиями, культом личности, обнищанием населения. Большей дискредитации принципов ОБСЕ трудно представить», – заявил «НГ» известный туркменский оппозиционер Худайберды Оразов, вынужденно проживающий ныне в Стокгольме.