0
1231
Газета Дипкурьер Интернет-версия

25.10.2004 00:00:00

Америка на пределе нефтяного риска

Владислав Иноземцев

Об авторе: Владислав Леонидович Иноземцев - доктор экономических наук, научный руководитель Центра исследований постиндустриального общества, главный редактор журнала "Свободная мысль XXI".

Тэги: сша, экономика, нефть, кризис


сша, экономика, нефть, кризис Если бы каждый новый американский автомобиль по нормам потребления бензина соответствовал европейскому, Америка могла бы отказаться от импорта нефти из региона Персидского залива.
Фото Reuters

По мере приближения развязки предвыборной кампании в США экономические проблемы привлекают все более пристальное внимание кандидатов. Если же учесть, что наличие автомобиля в каждой американской семье называл свидетельством достатка еще президент Герберт Гувер (кстати, единственный в ХХ веке предшественник Джорджа Буша, за время правления которого число рабочих мест в американской экономике сократилось), а средняя цена бензина зашкаливает ныне за 2 долл. за галлон (тогда как в конце клинтоновской эпохи отмечались случаи падения ниже 1 долл.), становится понятным влияние цен на нефть если и не на американскую экономику, то на настроения американского избирателя.

Претенденты на пост президента США предлагают диаметрально противоположные варианты решения проблемы: Джордж Буш – экспорт демократии и стабильности на Ближний Восток, способный снизить нефтяные цены; Джон Керри – наращивание ассигнований на исследования по разработке новых источников энергии, предназначенных в том числе и для того, чтобы ослабить нефтяную зависимость. Можно уверенно утверждать, что электоральное большинство легче убедить в предпочтительности первого варианта. Но еще увереннее – что он ошибочен, причем не столько по военно-политическим, сколько по чисто хозяйственным причинам.

Главной проблемой Соединенных Штатов является их завышенная потребность в нефти, а не скачок цен на мировых рынках. За последние сто лет ежегодное среднедушевое потребление нефти выросло в США с 1 до 26 баррелей (к слову: в Японии в середине 90-х годов этот показатель составлял 16 баррелей, а в странах Европейского союза – 18). При этом используется она крайне неэффективно. 95% энергии, потребляемой транспортной системой США, производится на основе нефти, тогда как в ЕС – всего 64%; на сам этот сектор приходится в США 67% используемой нефти против 42% в Европе. К тому же, если каждый новый американский автомобиль по нормам потребления бензина соответствовал бы европейскому, Америка могла бы полностью отказаться от импорта нефти из региона Персидского залива.

Более того, несмотря на истерику вокруг нефтяных цен, легко доказать, что их повышение не имеет критического значения для американской экономики. В 2003 г. США потребили 6,64 млрд. баррелей нефти при зависимости от экспорта в 55%. Таким образом, импорт черного золота составил 3,6 млрд. баррелей. Даже если предположить, что к концу 2004 г. цены достигнут 60 долл./баррель и среднегодовой их уровень составит 44 долл./баррель, то есть вдвое превысит уровень предшествующего года, то расходы на импорт сырой нефти вырастут в США на 80 млрд. долл. Однако динамика внешнеторгового дефицита Соединенных Штатов за 8 месяцев 2004 г. позволяет предположить его рост с 495 млрд. долл. в 2003 г. до по меньшей мере 590 млрд. в текущем; поэтому можно считать, что вся подорожавшая нефть – и не только она – была приобретена в долг. Но даже если не вдаваться в подобные рассуждения, то 80 млрд. долл. составляют всего лишь 0,68% американского ВВП, а среднегодовой темп роста валового внутреннего продукта в 2004 г. вполне может оказаться даже выше, чем в 2003-м.

Сегодня экономика США более чем на три четверти представлена сервисным и информационным секторами, а реальная цена на нефть составляет 55 долл./баррель. В конце 70-х доля индустриального сектора и транспорта достигала одной трети, а реальная цена на нефть с учетом инфляции достигала 112 долл./баррель. И экономика выжила. Выживет она и сегодня. Но завтра...

В этом и состоит, на наш взгляд, основная проблема, с которой сталкиваются ныне западные страны. США, Япония и ЕС вместе взятые практически не наращивают в последние годы потребления нефти. Так, в Соединенных Штатах оно только недавно превысило уровень второй половины 70-х годов. Однако стремительно растет спрос на нефть со стороны развивающихся стран. Только за 9 месяцев текущего года китайский импорт вырос на 40%, и сегодня КНР ввозит 32% потребляемой нефти, хотя до 1993 г. Китай был на мировом рынке экспортером сырой нефти. В настоящее время Индия импортирует вдвое больше нефти, чем в 2000 г., суммарное потребление черного золота в Японии, Китае, Индии и других быстроразвивающихся азиатских странах уже сейчас достигает 7,15 млрд. баррелей в год, что больше, чем в США. При этом ежегодное потребление нефти составляет в Индии 0,7, а в Китае – 1,7 барреля на душу населения (при 4,5 барреля в Латинской Америке). Нет никаких сомнений, что к 2020 г. потребности этих стран вырастут до 15–17 млрд. баррелей в год. И тогда уже от цен в 100 долл./баррель не защитит даже полная «демократизация» всего Ближнего Востока.

Соединенные Штаты стоят перед трудным выбором. Начиная с 1973 г. скачки нефтяных цен обошлись их экономике суммарно в 7,6 трлн. долларов. Они породили два хозяйственных кризиса и инициировали многие не вполне адекватные действия на внешнеполитической арене. Дважды США приходилось резко девальвировать доллар по отношению к другим мировым валютам. Но в наши дни возможностей для маневра гораздо меньше. Доллар получил серьезного соперника в виде евро, и потому его не следовало бы подвергать серьезным испытаниям. Во внешней политике Америка действует на пределе допустимого риска. Не изменив своей практики использования энергетических и сырьевых ресурсов, она может столкнуться с гораздо более опасным кризисом, чем все те, через которые прошла прежде. В этом отношении предложение Керри использовать для разрешения хозяйственных проблем не силу, а интеллект, не военных, а ученых, гораздо более продуктивно, чем достойное лучшего применения упорство президента Буша.

Но готовы ли американцы прислушаться к разумным предложениям? В этом есть большие сомнения. Они оптимисты, эти заокеанские жители. In God we trust – любят повторять они. И поэтому традиционный подход победит. И тогда у нынешнего хозяина Белого дома будут все шансы превзойти почтенного г-на Гувера – не только в том, чтобы лишить многих своих сограждан рабочих мест, но и в том, чтобы ввергнуть США в новую, по-настоящему великую депрессию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1490
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
935
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
669
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
924

Другие новости