Канвал Сибал: «При нынешней структуре Совет Безопасности ООН не в состоянии поддерживать мир».
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
– Ряд ваших предшественников на посту посла в Москве изучали Россию в университетах и учебных центрах. А вы не прошли подготовку в качестве специалиста по России. Это минус для посла или, наоборот, помогает отрешиться от стереотипов, свойственных зарубежным экспертам?
═
– Знание русского языка было бы большим благом. Оно облегчало бы беседы с людьми, с прессой. Но в то же время можно выполнять обязанности дипломата, даже не зная местного языка. Ведь от дипломата не требуется изучать все языки. В конце концов, есть от одного до пяти языков, на которых говорят во многих странах. Я надеюсь, что незнание русского не будет серьезно затруднять работу, т.к. многие в России, особенно в МИДе и банковских кругах, говорят по-английски. В конце концов есть переводчики.
═
– Среди специалистов по России, особенно на Западе, сложился определенный подход в отношении нашей страны. И он оказал воздействие на некоторых индийских ученых. Вы знакомы с их работами?
═
– У меня два ответа на этот вопрос. Лично я никогда не разделял подхода западных стран к России. Поэтому я не допустил бы того, чтобы на мое отношение к России повлияла интерпретация событий, которая полностью сформировалась в годы холодной войны или в период Октябрьской революции. У Запада есть особый взгляд на эти события. Но мы в Индии его не разделяем. Во-вторых, на моем собственном опыте я убедился, что эксперты часто бывают правы и столь же часто ошибаются. Например, эксперты не сумели предсказать перемен, которые произошли в Китае.
═
– И Москва, и Дели не довольны уровнем торгово-экономического сотрудничества. Что сдерживает рост? Какие меры предполагается предпринять, чтобы увеличить торговлю?
═
– Главная проблема – в том, что структуры, на основе которых велась торговля между Индией и бывшим Советским Союзом, были отброшены или переживают процесс полной ликвидации. Я имею в виду торговлю на основе «рубль–рупия» или бартерный обмен. Тогда государство определяло содержание, объем и направление торговли. Сегодня Россия является рыночной экономикой, Индия – тоже рыночная экономика. С сокращением роли государства в экономике и глобализацией взгляды изменились. Нужно создать новую структуру торговли. Это потребует сильной банковской и финансовой инфраструктуры. Она должна будет служить опорой нового механизма торговли, при котором частный сектор станет все более активным, а государство будет постепенно отступать.
В то же время нужно сохранить некоторые виды сотрудничества государств на высоком уровне, такие, например, как межправительственная комиссия, которая возглавляется первым заместителем премьера с вашей стороны и министром иностранных дел – с индийской. Помимо этого, есть несколько областей, в которых мы должны найти общий подход и обозначить общность интересов. Во-первых, это сфера энергетики, где Россия становится глобальным ключевым игроком. А Индия – один из крупнейших потребителей энергии. У нас энергоносителей не хватает. А экономика растет на 7% в год.
Если бросить взгляд на несколько лет вперед, то, очевидно, что у нас потребление энергии будет увеличиваться. В связи с этим мы инвестировали 1,7 миллиарда долларов на Сахалине. Но мы готовы инвестировать еще большие средства в российскую нефтяную и газовую отрасль. Думаю, следует создать форум, на котором индийские и российские компании могли бы обсудить перспективы сотрудничества. Во-вторых, многообещающая область – алмазы. В Индии обрабатывается 70% алмазов, добываемых в мире. Мы хотели бы получить доступ к российским алмазам. Либо путем закупок, либо путем создания совместных предприятий. Мы можем также стать покупателями российских сырьевых материалов, таких, как черные и цветные металлы.
В-третьих, перспективен сектор строительства АЭС. Сейчас с участием России осуществляется проект создания АЭС в Куданкуламе. Вложения в него составляют 2,7 миллиарда долларов. Мы намечаем также строительство других АЭС с участием России. Можете представить, как это повлияет на объем торговли. Мы только что открыли в Москве коммерческий индийский банк. Насколько мне известно, один или два российских банка собираются открывать свои представительства в Индии. Это очень важно. Будет налажено взаимодействие в банковской сфере.
═
– Долг Индии России, оставшийся с советского времени. почти полностью погашен. Как это повлияет на торговлю?
═
– К концу следующего года большая часть долга будет выплачена. Сейчас мы выплачиваем по 600 миллионов долларов в год. Но начиная с января 2006 года мы будем платить примерно по 150 миллионов долларов в год. Так что остающаяся сумма невелика. Тем не менее она дает возможности мелкому и среднему бизнесу произвести инвестиции или организовать СП в России или Индии.
═
– Наши страны сотрудничают в борьбе с терроризмом. Но премьер-министр Манмохан Сингх говорит, что будет использовать не только силовые методы, но и диалог в отношениях с экстремистами, действующими в Индии. Может ли опыт Индии в этом плане быть полезным России?
═
– Картина несколько иная, чем следует из вашего вопроса. Наш подход к проблеме имеет два аспекта. Когда террористы нападают на гражданское население, подрывают закон и порядок и мир в обществе, мы применяем против них силу. Но в то же время наша позиция состоит в том, что мы не можем полагаться исключительно на полицию или военную силу в борьбе с терроризмом. Мы также должны вступать в диалог и искать политического решения. Я имею в виду насилие, которое выросло у нас дома, на местной почве. Это результат неудовлетворенности и прочих факторов. Мы в этом случае готовы говорить с повстанцами и лидерами террористов, поскольку они наши люди.
Но когда речь идет о террористах, которые получают поддержку извне, или террористах, которые приходят из-за границы, вооружаются, готовятся и финансируются иностранными правительствами, то тогда не возникает вопрос о диалоге. Ответом тут может быть только сила.
Что касается сотрудничества между Индией и Россией, то обе страны обладают большим опытом в этой области. Мы подвергаемся нападениям террористов в течение 15 лет. Но мы не допустили его распространения до той степени, когда становится необходимым применить массированный удар. Ситуация с терроризмом в России иная. Но мы обмениваемся с Россией информацией о сетях групп, прибегающих к террору, об источниках их финансирования, перевозке наркотиков. Все это анализируется в рамках объединенной рабочей группы по терроризму.
═
– Индия заявила, что не собирается делать территориальных уступок на переговорах по Кашмиру с Пакистаном. На каких же условиях может быть достигнуто согласие по этому ключевому пункту индийско-пакистанских противоречий?
═
– Вопрос поставлен в негативном плане. Получается, что Индия не желает делать территориальных уступок. Я бы представил дело иначе. Почему Пакистан выдвигает территориальные притязания? Если Пакистан перестанет выдвигать к Индии территориальные претензии, то создадутся и условия для договоренности.
═
– Как выполняется договоренность о продаже Индии авианосца «Адмирал Горшков» и оснащении его российскими истребителями?
═
– Соглашение выполняется по расписанию. Наши люди присутствуют на авианосце. Обе стороны удовлетворены работами. Что касается самолетов МиГ-29, мы уверены: когда авианосец будет готов, они тоже будут готовы. С момента подписания сделки ее условия должны быть выполнены за 52 месяца. Сейчас у нас нет оснований сомневаться в том, что работы будут завершены в срок.
═
– США сняли ограничения на экспорт высоких технологий в Индию. Вашингтон также намерен расширить диалог с Индией в области противоракетной обороны. Означает ли это, что Индия будет в основном рассчитывать на США при оснащении своей армии современным вооружением?
═
– Ближайшие годы Россия останется основным партнером Индии в сфере обороны. Интересный факт: сегодня связи Индии и России в обороне прочнее, чем они были во времена СССР. Обе страны стремятся сохранить этот жизненно важный элемент наших отношений. Что касается Соединенных Штатов, мы стремимся улучшить отношения с ними и преодолеть определенные трудности. Санкции, наложенные США на Индию, все еще действуют, что свидетельствует о разногласиях в ядерной и ракетной программах. Те подвижки в наших отношениях в США, которые вы упомянули, были первой серьезной попыткой правительства Индии и администрации Буша преодолеть эти трудности. Президент Буш в национальном стратегическом обзоре, сделанном в сентябре 2002 г., охарактеризовал Индию как стратегического партнера США, но мы не можем быть стратегическими партнерами до тех пор, пока не разберемся с такими проблемами, как ядерная энергия, ракеты и вопрос двойных технологий. От момента, когда эти разногласия будут улажены, до момента, когда Индия и США станут партнерами в области обороны, нужно пройти очень долгий путь.
═
– Индия объединила усилия с Германией, Японией и Бразилией, чтобы добиться места постоянного члена Совета Безопасности ООН. Не приведет ли расширение СБ к тому, что из органа, отвечающего за сохранение мира, он превратится в дискуссионный клуб?
═
– Очевидно, что при нынешней структуре СБ не в состоянии поддерживать мир. Мир сегодня испытывает потрясения из-за того, что он не смог принять эффективных решений по Ираку. Но Ирак – это лишь недавний пример неспособности СБ действовать. Общее мнение заключается в том, что Совет Безопасности стал неэффективным после краха биполярного мира. На ООН часто смотрят как на проводника интересов одной или нескольких стран. В остальной же части мира полагают, что структура ООН не отвечает реальностям дня. В ООН 191 член, а число членов СБ остается замороженным.
Поэтому давно настала пора сделать СБ органом, более отражающим состав ООН и международное общественное мнение. Вся Африка, вся Латинская Америка, вся Азия, за исключением Китая, не представлены в СБ. А между тем почти все вопросы, которыми занимается СБ, касаются так называемого развивающегося мира. Так что увеличение СБ необходимо; конечно, не до такой степени, когда он станет неэффективным. Сейчас предлагается увеличить СБ на пять постоянных членов и, по-видимому, трех непостоянных. Значит, всего будет 23 члена СБ. Это разумно.