Возвращение к мирной жизни – процесс, на который могут уйти десятилетия.
Фото Reuters
Переходный этап в истории Афганистана, начавшийся с Боннской конференции, близится к завершению. Можно по-разному оценивать то, что сделано за эти два с половиной года, но даже скептик признает определенные достижения. Проведены две Всеафганские ассамблеи (Лойя джирга), обеспечившие легитимность власти. В минувшую субботу состоялись президентские выборы. На весну назначены выборы в парламент.
В то же время новый режим сталкивается с серьезными проблемами. Это прежде всего подлинное безвластие на местах. В стране действуют многочисленные вооруженные формирования. Много уголовных элементов. Афганистан остается очагом распространения наркотиков. Посулы внешней помощи зачастую оборачиваются пустыми обещаниями. Это касается и разрекламированных проектов иностранного содействия в восстановлении электростанций, промышленных объектов и ирригационных сооружений. Проведены определенные работы по восстановлению дорожной сети, хотя и здесь успехи скромнее, чем ожидалось.
Выращивание опийного мака, производство опия и героина превратились в основную отрасль афганской экономики. По некоторым оценкам, наркотики, прежде всего героин, составляют 2/3 ВВП страны. Так, эксперты ООН оценивают внутренний наркооборот в 2,5 млрд. долл., а стоимость произведенных наркотиков на внешнем рынке составляет около 30 млрд. долл. Прибыль от реализации наркотиков идет на вербовку новых «добровольцев» в банды, закупку оружия и боеприпасов.
Нестабильность в Афганистане заставляет всех, кто имеет с ним дело, более четко определять формы взаимодействия с ним и возможной помощи. Запад уже пообещал Кабулу миллиарды долларов, но реальная помощь поступает порциями, размеренно. Москва оказывает помощь Афганистану преимущественно в военной области. Российские военные поставки составили 28 млн. долл. в 2002 году, 50 млн. – в 2003-м и более 70 млн. в 2004 году. По мере стабилизации обстановки возникнет и необходимость в российском содействии в восстановлении жизненно важных объектов. В свое время Советский Союз построил в Афганистане свыше 140 объектов и заложил еще более 300.
Все это разрушено в результате многолетних военных действий и длительных периодов безвластия и бесхозяйственности. В руинах лежат авторемонтный завод Джангалак, завод азотнотуковых удобрений в Мазари-Шарифе, цементные предприятия в Пули-Хумри и Джабаль-ус-Серадхе, ГЭС, хлебокомбинаты, элеваторы, домостроительный комбинат, политехнический институт, мосты и дороги, ирригационные сооружения.
Думается, что Россия могла бы увеличить гуманитарную помощь афганцам. Гуманитарное содействие оказано только в конце 2001 года, когда были поставлены продовольствие, медикаменты, товары первой необходимости, развернут мобильный госпиталь МЧС. На этом наша помощь закончилась. Афганские власти направляли несколько обращений в Москву с просьбой оказать гуманитарную помощь, однако все они остались без ответа. России следует предусмотреть в госбюджете ежегодные суммы на новые поставки в Афганистан. Помощь может быть простой: мука, растительное масло, мыло, популярные в Афганистане галоши, соль, спички.
И, наконец, самое «больное» – экономика. Сегодня как никогда важно понимать непосредственную связь между скорейшим выздоровлением страны и возможностью обуздания там остающихся очагов исламистского экстремизма.
Культивируемые талибами идеи религиозной и этнической нетерпимости, уничтожения инакомыслящих, превращения Афганистана в прибежище лидеров международного терроризма исчезнут, если новые власти продемонстрируют реальные экономические достижения. Важным фактором могла бы стать эффективная помощь России и других стран СНГ, в первую очередь Узбекистана и Таджикистана. Приоритетное внимание здесь следовало бы уделить нефтегазовому сектору, строительству высокорентабельных промышленных предприятий, организации сети машинно-тракторных станций, что обеспечит к тому же занятость населения. В этом плане правительству России, видимо, следует самым внимательным образом подойти к решению двух вопросов: предоставления государственных кредитов тем компаниям, которые будут вести строительство объектов на территории Афганистана, и обеспечения определенных налоговых льгот государственным и частным учреждениям, поставляющим товары и услуги на афганский рынок. В лице Афганистана мы получаем гарантированные рынки сбыта и возможности российского присутствия в регионе.