Лидеры Киргизии, Таджикистана и Казахстана пока еще вынуждены считаться с Москвой.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В то время как внимание всего мира приковано к Ираку, политическая ситуация в Центральной Азии становится все более неопределенной и взрывоопасной. Напористость очередной антииранской кампании США в отличие от всех предыдущих не оставляет сомнения в том, кому предназначено в ближайшем будущем стать очередной мишенью Вашингтона. «Урановое досье» Ирана для американцев – это одновременно как причина, так и повод для сведения давних счетов с ненавистным режимом мусульманского духовенства и возвращения страны в лоно прозападных стран. Причем вполне вероятные (и, видимо, уже становящиеся неизбежными) экономические санкции – это лишь первый шаг в процессе отработанной технологии свержения строптивых режимов. Впрочем, вполне возможно, что крупномасштабного военного вмешательства в данном случае и не понадобится. Существующий в Иране внутриполитический баланс весьма хрупок и подвержен всяческим влияниям. Здесь, несмотря на всю свирепость законов шариата, существует многочисленная и активная фронда в лице практически всего студенчества, значительной части интеллигенции и немалого числа людей, уставших от правления закостенелых догматиков. Причем «построить» фрондеров тем сложнее, что президент страны аятолла Хаменеи сам считается умеренным реформатором и умело нейтрализует некоторые наиболее одиозные начинания клерикалов. Важно также учесть, что государствообразующая нация Ирана – персы – составляет менее половины населения страны. Все эти факторы при должном финансировании извне и последовательном международном давлении способны взорвать режим изнутри.
Детонаторами этого процесса могут при необходимости выступить Азербайджан (никогда не забывающий о 10 миллионах своих иранских единоплеменников-тюрков), Турция – как восточный форпост НАТО, курдское движение и даже Ирак. Сомневаться в том, что США добьются поставленной цели в нынешних условиях, когда международная поддержка не может не быть обеспечена ввиду чрезвычайной актуальности и весомости «ядерного аргумента», практически не приходится. Как говорится в подобных случаях – «клиент заказан, клиенту не жить». Вопрос лишь в сроках.
Россия, несомненно, также отнюдь не заинтересована в распространении ядерного оружия, тем более – его попадании в руки радикального и слабо предсказуемого режима. Однако это вовсе не означает, что Москва должна слепо следовать в фарватере американских интересов, которые в этом регионе совсем не всегда совпадают с российскими. Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять, что прозападный Иран будет означать неминуемый и однозначный разворот всей Центральной Азии в направлении Запада, а следовательно – окончательную утрату Россией своих рычагов влияния на бывшие среднеазиатские республики СССР. Ограниченность нынешнего экономического и, как следствие, политического влияния Запада на этот регион связана с естественными (географическими) причинами: Центральная Азия блокирована кордоном нестабильных (Афганистан) и не лояльных к Америке (Китай, Иран) государств. «Обновленный» Иран явится для этого региона своеобразным «окном на Запад» с заманчивой перспективой свободного доступа центральноазиатских энергетических ресурсов на мировые рынки как к Средиземноморью, через Турцию, так и при необходимости к южным морям. За западными инвестициями в строительство новых трубопроводов дело в этом случае, разумеется, не станет. А это, как известно на практике, означает совершенно иной уровень присутствия Запада в зоне его непосредственных интересов, включая как «особые» отношения с местной элитой, так и при необходимости военную компоненту. Последняя и без того уже наличествует в регионе и может еще более расшириться, учитывая намерения Грузии и Азербайджана вступить в НАТО. Кстати, хорошо понимая, к чему идет дело, в последнее время свои контакты со странами – членами альянса активизировала даже Армения┘
Диктаторские и полудиктаторские режимы Центральной Азии, получив гарантии сохранения собственной власти от Запада и экономические дивиденды от глобальных проектов, перестанут испытывать какую-либо нужду в отношениях с Россией. Ну а если вдруг найдутся особо несговорчивые, что вызывает большое сомнение, то технология «бархатных» или «розовых» революций может быть успешно применена и в этом регионе. Ведь оснований для народного недовольства, учитывая, мягко говоря, не идеальную картину с правами человека и сложные социально-экономические обстоятельства в этих странах, более чем достаточно.
Что же может сделать Россия, чтобы избежать реализации такого вполне реалистичного и крайне неблагоприятного для себя сценария (если, конечно, Кремль вообще захочет что-либо сделать)? Очевидно, что не допустить международного давления на Иран в случае отказа последнего сотрудничать с МАГАТЭ, Россия, во-первых, не сможет, а во-вторых, подобные демарши в условиях глобальной войны с терроризмом и новых угроз будут «неправильно» поняты. Поэтому, имея в виду, что США явно настроены уже в ближайшее время изменить существующую ситуацию в Иране, России, дабы окончательно не быть вышвырнутой из Центральной Азии, нужно наконец-то решиться разыграть собственную стратегическую многоходовку.
При ее разработке следует помнить, что для Запада ключом к энергетическим ресурсам Центральной Азии по естественным причинам является Туркмения. Ни один из проектов в южном направлении не будет реалистичным, если руководство Туркмении займет бескомпромиссную позицию: отказ от участия в них, в случае несоблюдения интересов России. Тогда вся западная конструкция ломается на глазах. Пойдет ли на такое Туркменбаши? – вопрос риторический. Конечно же, нет. Во-первых, вся его политика, включая внешнюю, направлена на решение одной единственной задачи – сохранение личной власти любыми средствами. И естественно, что при данных ему Вашингтоном гарантиях весь ресурсный потенциал Туркмении, включая колоссальные запасы газа, мгновенно будет «развернут» на 180 градусов. Россия в лице главного защитника и союзника Ниязова – «Газпрома», останется, грубо говоря, «с носом». Во-вторых, в том положении, в котором ныне пребывает «отец всех туркмен», выбирать просто не приходится – внутриполитическая уязвимость режима совершенно очевидна. Достаточно сказать о том, что руководители силовых структур Туркмении меняются как перчатки, а власть держится исключительно на страхе людей.
И наконец, Ниязов хорошо помнит судьбы Милошевича, Хусейна, Шеварднадзе. Кстати, именно слабая внутриполитическая устойчивость Ниязова, не говоря уже о моральной стороне дела, не даст России возможность сделать на него долговременную ставку – ведь для Запада расшатать режим не составит особого труда. Но у России есть шанс всерьез и надолго закрепиться в Туркмении. По мнению многих российских политиков, Россия имеет не только моральное право принять активное участие в этом процессе, учитывая антирусскую направленность в политике Туркменбаши и систематические издевательства над десятками тысяч русских, проживающих в Туркмении. Как правопреемник СССР, Москва несет прямую ответственность перед всеми гражданами этой бывшей республики Советского Союза за те нечеловеческие условия, в которых они вынуждены пребывать при диктатуре Ниязова. Россия, конечно, решает в этой стране свои геополитические задачи. Но действовать необходимо на опережение, иначе Москва и здесь успеет лишь к шапочному разбору...