В конце минувшей недели в Страсбурге на заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы состоялись слушания по российско-грузинским взаимоотношениям. В очередной раз ими будут заниматься на международном уровне.
Кроме общеизвестных претензий Грузии, которая недовольна, что Россия поддерживает Абхазию и Южную Осетию, появились и новые – попытки давления на Тбилиси в целях защиты геополитических интересов. К ним грузинские власти относят ужесточение визового режима и условий пребывания граждан Грузии в России, периодические угрозы закрыть воздушное пространство для грузинских авиакомпаний, фактическое закрытие сухопутных и морских транспортных артерий. Хотя последнее и объясняется необходимостью усиления приграничного контроля в связи с трагедией в Беслане, Грузии от этого не легче. Приграничный таможенно-пропускной пункт «Казбеги», входящий в грузинскую региональную таможню «Север», по данным таможенного департамента Министерства финансов Грузии, в сентябре только по линии налогообложения физических лиц недополучил почти полмиллиона долларов. Мнение грузинских властей сводится к тому, что подобными действиями Россия лишь отдаляет от себя Грузию. Об этом не раз говорили президент Михаил Саакашвили, спикер парламента Нино Бурджанадзе. Того же мнения придерживаются ведущие экономисты. В частности, эксперт Александр Твалчрелидзе заявил: «На словах Москва выступает за увеличение товарооборота, но как это сделать при почти закрытых границах?» И даже традиционно крепкие общественно-культурные связи проходят испытание на прочность.
Естественно, подобное отношение не может не вызвать ответную реакцию. В Грузии пока нет той русофобии, что воцарилась в период правления первого президента Звиада Гамсахурдиа. Но уже очевидно, что она может вернуться. Во всяком случае, здесь все большее количество респондентов не считают Россию дружественной страной. Ужесточение же визового режима и ограничение передвижения, по мнению большинства, связаны исключительно с антигрузинской политикой, а совсем не продиктованы необходимостью борьбы с терроризмом. На этом фоне технократические акции протеста группы «REАкция», раз за разом устраивающей «лазерные шоу» около здания посольства России в Грузии, предстают скорее закономерными, чем выпадами отдельной русофобской группы.
Политолог и психолог Рамаз Сакварелидзе считает, что возникновения в грузинском обществе русофобских настроений можно было ожидать раньше – после 9 апреля 1989 года, когда была разгромлена мирная демонстрация, или после абхазской войны. «Однако даже в то время с этническими русскими проблем в целом не возникало. И сейчас во многих грузинских семьях включены российские телеканалы, слышна русская речь. Приезжают российские артисты, певцы – аншлаг. Другое дело – резко отрицательная реакция грузин на проводимую Кремлем политику. Она налицо. Но, видимо, это устраивает нашего соседа – чтобы не уважали, а боялись», – сказал Рамаз Сакварелидзе «НГ».
Тбилиси