Уже больше месяца Армения отрезана от внешнего мира в результате транспортной блокады, которую после событий в Беслане Россия фактически объявила Грузии. 3 сентября был закрыт КПП «Верхний Ларс» на российско-грузинской границе. Это рикошетом ударило и по соседней Армении, которая не имеет другого сухопутного пути в Россию, кроме как через Военно-Грузинскую дорогу. В результате на российско-грузинской границе застряли более 1500 армянских грузовиков, пассажирских автобусов и легковых автомобилей. Проблема усугубляется тем, что одновременно была закрыта «в связи с ремонтными работами» паромная переправа Новороссийск–Поти, благодаря которой (тоже через территорию Грузии) в Армению поступает львиная доля импортных грузов. Если вспомнить, что из-за конфликта вокруг Нагорного Карабаха Армения уже 12 лет живет в условиях жесткой транспортной блокады со стороны Турции и Азербайджана, становится ясно, что ситуация угрожает стать критической.
Комментируя происходящее, армянский премьер Андраник Маркарян даже заподозрил Москву в безразличии к проблемам своего стратегического союзника. С плохо скрываемой обидой армянский премьер как-то заявил, что «в конце концов, те вопросы, которые для Армении первостепенны, для России могут быть и второстепенными». По мнению директора международного Института гуманитарно-политических исследований Вячеслава Игрунова, «в мышлении московских политиков отсутствует системность, поскольку мышление это не стратегическое, а тактическое. И это сказывается на развитии российского государства в целом и в частности на отдельных случаях, каковым и стала Армения. Необходимо было показать Грузии, что в этот сложный период Тбилиси не должен делать резких движений. Но просчитать, что эта мера ударит по нашему союзнику, это и в голову не пришло».
По всей видимости, это заявление услышали в Москве, и в первых числах октября в Ереван поехал председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Сложившуюся ситуацию спикер верхней палаты Федерального собрания РФ плотно обсуждал с президентом республики Робертом Кочаряном, премьер-министром Андраником Маркаряном, спикером парламента Артуром Багдасаряном. Судя по всему, переговоры были непростыми. Во всяком случае, после них Миронов заявил журналистам, что «Россия была вынуждена пойти на такие действия», однако это «мероприятие (фактическое закрытие границ с соседней Грузией. – «НГ») никоим образом не направлено против транзита армянских грузов». По мнению первого замдиректора Центра политических технологий Бориса Макаренко, «Армения стала без вины виноватой. В России при всем добром отношении к Армении есть понимание, что партнерство партнерством, но нерешенные проблемы армянской геополитики таят в себе источник опасности для всего региона». Демонстрируемое Москвой нескрываемое высокомерие в сочетании с известным отношением к «лицам кавказской национальности» постепенно оказывает свое воздействие на общественные настроения в Армении: о прежних безоговорочных симпатиях, о безоглядном доверии к России говорить уже не приходится. Хотя, как отметил российский эксперт, до сих пор Армения была настроена пророссийски.
Нельзя не заметить, что на фоне ритуальных заклинаний о «вечном и нерушимом союзе» с Москвой Ереван осмотрительно и осторожно нащупывает пути сближения с НАТО и ЕС. Конечно, о вступлении в альянс речь пока не идет, но это сотрудничество заметно активизировалось и с каждым годом приобретает все более разносторонний характер. Опросы общественного мнения свидетельствуют, что уже более половины населения страны приветствовало бы вхождение Армении в состав Европейского союза.