Предстоящий референдум вызвал крайне негативную реакцию Европейского союза. Еще в 2001 году, после победы Лукашенко, Международная миссия по ограниченному наблюдению за выборами дала достаточно жесткие оценки прошедшего голосования. Недостатки в проведении избирательной кампании по выборам президента эта комиссия, в состав которой вошли миссии Европарламента, Парламентской ассамблеи Совета Европы, Парламентской ассамблеи ОБСЕ и Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, объяснила особенностями сложившейся общей политической ситуации в стране.
Теперь, когда президент решил повторить предыдущий успех и одним махом решить все вопросы своей дальнейшей судьбы, Запад вновь протестует против действий Лукашенко. 13 сентября на заседании Совета ЕС было отмечено, что нарушение принципов демократии при проведении парламентских выборов и всенародного референдума «не может не иметь последствий для отношений» между Евросоюзом и Белоруссией.
Министры иностранных дел стран ЕС высказали сомнения в том, что власти Белоруссии создадут необходимые условия для свободного и справедливого голосования. Белорусским властям предложено внести «значительные изменения» в Избирательный кодекс.
По сообщению Интерфакса, Лукашенко заявил, что в частных беседах с лидерами стран СНГ во время саммита в Астане нашел полную поддержку. На этом форуме было принято решение направить в Белоруссию наблюдателей на парламентские выборы и референдум. Как говорит сам Лукашенко, президенты, его коллеги и друзья «приняли определенное решение». По поводу негативного отношения Запада к референдуму Лукашенко высказался так: «Мы с вами живем в Белоруссии, это наша земля, наше государство, и мы будем поступать так, как считаем нужным».
А сегодня начались очередные крупномасштабные военные учения белорусской армии «Щит Отечества-2004». Одетый в военную форму главком Лукашенко должен появиться на экранах телевизоров 2 октября и продемонстрировать единство армии и народа.
Очередные военные маневры, традиционно проводимые осенью, должны еще раз напомнить белорусам о том, что батька делает все необходимое для укрепления страны. В дыму учений перед своими согражданами вновь предстанет уверенный в себе, сильный и «истинно народный политик». Объявляя о референдуме, Лукашенко дал понять, что отсутствие террора в стране – его личная заслуга. Поэтому в предстоящих учениях предусмотрены тренировки по борьбе с террористами и диверсантами.
Разумеется, демонстрация силы накануне референдума батьке не помешает. Дело в том, что 40-тысячный контингент армии вместе с военными пенсионерами составляет основу избирателей Лукашенко. Сюда входят и члены их семей, которым президент обеспечил не самые плохие условия существования. Зарплата белорусских военных в 1,5 раза превышает денежное содержание их российских коллег и в несколько раз выше средней зарплаты других категорий граждан не только в Белоруссии, но и в СНГ. Уровень жизни отставников тоже выше, чем у других категорий пенсионеров. Рейтинг Лукашенко среди офицеров настолько высок, что они даже шутят по поводу учений, говоря, что батьке в отличие от его российского коллеги не надо рисковать, взлетая в воздух или погружаясь в море. Вполне достаточно, если он откусит кусочек солдатского хлеба или подержит в руках какой-нибудь новый автомат.
Об учениях «Щит Отечества-2004» начальник белорусского Генштаба Сергей Гурулев объявил еще в феврале, и генералы не раз рассказывали о них соотечественникам. Кульминацией военно-рекламной кампании Лукашенко стало подписание в июне плана учений. Эта процедура была отмечена обстоятельной речью верховного главнокомандующего. После чего белорусские СМИ на все лады принялись рассказывать о подготовке к учениям, а генералы снова замелькали на экранах телевизоров.
Как сказал «НГ» президент фонда «Российский общественно-политический центр» Алексей Салмин, нельзя безапелляционно заявлять о существовании прямой связи между учениями и референдумом. Хотя некоторую косвенную подоплеку усмотреть можно. Для Лукашенко складываются достаточно удобные обстоятельства, когда он может использовать маневры для мобилизации общественного мнения в свою пользу накануне референдума о легальности его претензий на третий срок.
Однако, по мнению эксперта, с точки зрения духа и буквы закона к планируемому волеизъявлению народа возникает множество вопросов. Во-первых, такое решение противоречит законодательству Белоруссии о проведении референдумов. Во-вторых, в развитых демократических странах не принято менять законодательную базу в части сроков властных полномочий. Поэтому ЕС и выступает с серьезными претензиями к Лукашенко. Хотя на этот раз в заявлениях ЕС не содержится ничего нового.
Хотя самый мягкий эпитет, которым европейские политики награждают Лукашенко, это «последний европейский диктатор», маловероятно, что НАТО прибегнет к использованию своих вооруженных сил при данных обстоятельствах. А вот говорить о положительном исходе предпринимаемой акции, имея представление о мобилизационных способностях и властных рычагах команды Лукашенко, вполне возможно. У президента есть много оснований для победы, хотя Европа к его личности относится крайне негативно, считает профессор Салмин.
Председатель совета Российского общественного института избирательного права (РОИИП) Игорь Борисов сказал «НГ», что последнее решение президента Лукашенко позволяет сделать несколько выводов о внутриполитической обстановке в республике. Во-первых, за годы его правления в Белоруссии не сформировалась устойчивая политическая система общества, в которой государственная власть со свойственными ей функциями принуждения не должна занимать доминирующее положение. Во-вторых, президенту до сих пор не удалось найти достойного преемника, который мог бы сохранить авторитарный стиль руководства под напором все усиливающегося давления международных организаций и стран «старой демократии». В-третьих, сегодня белорусский лидер достаточно уверен в своей победе на очередных выборах главы государства при существующей избирательной системе. К тому же в государствах – участниках СНГ наблюдается определенный «откат» от «западной демократии» (применение электронного голосования в Казахстане, критикуемого Европой; изменение системы выборов губернаторов в России). Лукашенко тактически грамотно использовал этот момент, поддержав своих коллег по СНГ, а с другой стороны, практически не оставил времени Западу для критики своих инициатив.
Касаясь вопроса легитимности переизбрания батьки, эксперт отметил, что в данном случае международными нормами не предусматривается ограничения сроков пребывания у власти главы государства. Формально Лукашенко выполняет требования «Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ» о периодичности проведения выборов, и с этой стороны он «чист» перед законом и обществом.
Эксперт также заметил, что принятое решение не в полной мере соответствует демократическим принципам. Но демократические процедуры – это не устоявшиеся догмы, универсальные правила и процедуры императивного характера. В любом демократическом процессе прежде всего необходимо учитывать национальные особенности существования и развития государства и руководствоваться национальным правом с учетом международных принципов и норм. При любых обстоятельствах выбор остается за народом (нацией).
По поводу проводимых военных маневров эксперт заявил, что Лукашенко любит разыгрывать выигрышную военную карту и поддерживать эту часть своих избирателей в постоянной боевой готовности. Страны ЕС выступают против силовых методов решения политических проблем. В связи с этим военное решение проблемы демократизации Белоруссии представляется нереальным. Хотя в случае победы Лукашенко у Минска могут возникнуть еще большие трудности во взаимоотношениях с ЕС экономического и дипломатического характера.
Однако Лукашенко не собирается терять власть и делает все возможное, чтобы ее сохранить. При всей бедности национального бюджета он не считается даже с огромными средствами, которые придется израсходовать на такие масштабные учения.