Степень вмешательства государства в управление экономикой и общественной жизнью, допустимая для российских и казахстанских партий.
В конце недели в Казахстане состоятся парламентские выборы, в которых наряду с одномандатниками примут участие прошедшие перерегистрацию политические партии. Казахстан – экономически наиболее динамично развивающаяся страна СНГ. Он унаследовал после развала СССР вторую по площади территорию, богатую природными ресурсами, включая нефтяные месторождения Каспия. Этого молодого члена мирового сообщества часто сравнивают с Арабскими Эмиратами или «азиатскими тиграми». Уместность этого сравнения подтверждает, в частности, масштабное строительство в новой казахстанской столице – Астане.
Супер-супер!..
Не отстает в динамичности от экономики и развитие политической системы Казахстана. После завершения в 1991 году монополии КПСС достаточно быстро прошла «детская болезнь» избыточной многопартийности. Недавняя перерегистрация партий привела к тому, что в парламентской гонке могут принять участие двенадцать партий, хотя и это немало.
Следствием общности исторического прошлого явилось то, что конституционный строй стран – бывших республик СССР имеет много общего. Например, поскольку действующая российская Конституция предоставляет нашему президенту большее количество полномочий и прав по сравнению с числом сдержек и противовесов, Российскую Федерацию нередко называют «суперпрезидентской республикой». Это соотношение у казахстанского президента еще выше, хотя и уступает аналогичному показателю Туркменбаши. В общем, в плане авторитаризма к Казахстану применим эпитет даже не «супер», а «супер-супер»!
Близка к российской и нынешняя партийно-политическая система Казахстана. Многое в нашей политике становится понятным, если взглянуть на нее сквозь призму ее казахстанской аналогии. При описании отношения политика или партии к роли государства в жизни общества их позицию можно охарактеризовать одним из следующих терминов: анархизм – либерализм – этатизм – авторитаризм.
Партии об обществе и экономике
Если проанализировать программные документы и публичные заявления лидеров политических партий Казахстана станет очевидно их отношение к допустимой степени вмешательства государства в жизнь общества и управление экономикой.
Например, партия «Отан», возглавляемая президентом Назарбаевым, выступает за восстановление политики ограниченного государственного протекционизма, декларируя, что исключает сползание в тоталитаризм. Это соответствует последовательной этатистской (государственнической) позиции. «Отан» придерживается мнения, что государство должно выполнять регулятивную функцию в экономической сфере.
В мягкой оппозиции «Отану» находится партия «Ак Жол», которая – за сильное государство и называет себя партией патриотов. Вместе с тем она высказывается за возрастание роли граждан, общественных объединений и политических партий, а также за ускорение внедрения ранее разработанной правительством государственной программы децентрализации власти. В то же время у «Ак Жола» есть концепция местного самоуправления, которая сильно отличается от программы децентрализации. Эксперты называют позицию «Ак Жола» либерально-патриотической. В этой связи логичным является то, что «Ак Жол» предлагает либерализовать валютный режим, включая даже снятие основных ограничений на движение капитала.
Партии «Отан» и «Асар» в рамках рассматриваемой модели можно отнести к умеренным «этатистам-регулировщикам». Демократическую партию (ДПК), «Ак Жол», Партию патриотов специалисты относят к «рыночникам» с различной степенью либеральности. Впрочем, ДПК можно отнести сюда с большой долей приблизительности, поскольку это партия юристов и их программа посвящена больше вопросам функционирования судебной системы и правоохранительных структур. Аграрную партию и «Ауыл» специалисты относят к «государственникам – умеренным рыночникам». Гражданская и обе коммунистические партии представляются соответственно как рыночные и планово-распределительные государственники радикальной направленности. Впрочем, Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК) намного менее радикальна, чем Коммунистическая партия Казахстана (КПК).
Особняком стоят партия «Демократический выбор Казахстана», занимающая наиболее радикальную либерально-рыночную позицию, и партия «Руханият», претендующая на роль посредника между исполнительной властью и обществом. Последнюю эксперты оценивают как умеренно либеральную силу, ориентирующуюся на регулируемый рынок, и не слишком воспринимают всерьез.
Чей туман гуще?
Важное значение имеет различие между партиями интеграции, в которых деятельность членов связана с определенной идеологией, и партиями представительства, видящими свою функцию в овладении голосами на выборах, не стремясь достичь идеологической замкнутости. В любом случае чем туманней программа партии, тем дальше она от интегративного типа, с одной стороны, и тем ближе к представительскому – с другой. На практике это означает, что чем более подробно и скрупулезно выписаны в программных документах политические цели и задачи, тем более идеологизированной она является и тем меньше у нее свободы для политического маневра.
Экономическая ориентация политических партий Казахстана.
Разбор программных заявлений показал, например, что проправительственная Аграрная партия – типичная партия представительства. Ее довольно туманная программа на многие важные вопросы прямых ответов не дает.
Коммунистическая партия Казахстана является полной противоположностью казахстанским аграриям. Она представляет собой классическую партию интеграции с марксистско-ленинской идеологией. В этом смысле близка к КПК ее осколок – Коммунистическая народная партия Казахстана. Впрочем, обе демонстрируют крайнюю непоследовательность и противоречивость в заявлениях.
Программа партии власти «Отан» не является заидеологизированной. Она имеет четкий идейный стержень, а главное – за ней стоит президент Нурсултан Назарбаев со всеми вытекающими последствиями. Вместе с тем ее программа достаточно гибка для того, чтобы быть привлекательной для разнообразных электоральных групп. Правда, некоторые наблюдатели усматривают в части ее действительно достаточно сильной программы идеи «Ак Жола», тщательно списанные и выданные за свои, да еще и якобы пятилетней давности. Вступают же в нее буквально целыми организациями, особенно государственными. В добровольно-принудительном порядке.
Платформы партий «Ак Жол» и «Асар» носят менее определенные черты по сравнению с «Отаном», однако и они являются скорее партиями интеграции, чем представительства, и отличаются изобилием конкретных действий.
Не близнецы, но братья...
Политическая система Казахстана в целом повторяет траекторию эволюции политической системы России, но в своей трансформации на шаг запаздывает по сравнению с российской. Поэтому уместно сказать, что они хотя и не близнецы, но братья. Это дает Казахстану определенное преимущество, поскольку позволяет использовать политические технологии, апробированные в России, с учетом реального опыта.