От войны в Ираке устали и американцы, и местные жители.
Фото Reuters
Пятнадцать лет назад пала Берлинская cтена. В результате исчез конфликт между Востоком и Западом, миру уже не грозит ядерная катастрофа. Европа консолидировалась на базе новой «державы» – ЕС. Частично или целиком присоединившись к главным политическим и экономическим структурам Запада, Россия стала важным стратегическим партнером США и Евросоюза на мировой арене. В глобальные структуры мирового порядка XXI века удалось включить Китай.
В конце нынешнего десятилетия четыре главные мировые державы – США, ЕС, Россия и Китай – будут, по всей вероятности, тесно связаны общими интересами в рамках таких организаций, как Совет Безопасности ООН, «большая восьмерка» (в состав которой, возможно, войдут Индия и Китай), Всемирная торговая организация.
Но мир отнюдь не стал прочнее. Ситуация на Ближнем Востоке остается взрывоопасной. Если США в одиночку или при помощи западных союзников не удастся усмирить ситуацию в Ираке и способствовать решению израильско-палестинского конфликта, то спустя 20 лет после окончания противостояния Восток–Запад мир может перейти к не менее ожесточенному и опасному конфликту между Севером и Югом.
Сегодня на Ближнем Востоке решается судьба единственной мировой державы – США. Провал иракской политики может привести к закату так называемой эры Pax Americana. Но никакого злорадства по поводу поражения США на Ближнем Востоке ни у ЕС, ни у России быть не должно. Все понимают: помимо американцев, никто не способен взять ситуацию в регионе под контроль. Уход США приведет в Ираке к полнейшему хаосу.
В то время как во второй половине ХХ века традиционные институты мирового порядка – ООН, НАТО, ЕС, ВТО, G-8 – способствовали мирному ходу биполярного конфликта и обустройству на новой основе политической и экономической системы северной половины земного шара, они оказались не в состоянии параллельно стабилизировать сложный арабский мир – так называемый Юг. А именно там в последние годы окрепла новая сильнейшая идеология, исламский фундаментализм.
На мировой политической арене появился очень влиятельный государственный актер – бен Ладен. Его деятельность напоминает персонажей типа Голдфингера в фильме о Джеймсе Бонде. Он не возглавляет никакого правительства, не обладает ни регулярной армией, ни мощной разведкой, ни ракетами. Бен Ладен сидит где-то в пещере и общается с соратниками и противниками через видеозаписи. Он становится символом нового похода ислама на западную цивилизацию. Фанатики-исламисты проводят массовые убийства от его имени.
На самом деле бен Ладен, возможно, уже давно мертв. Это на сей день и не важно. Его обращения к соратникам и противникам, даже если они и сфальсифицированы, обладают серьезной идеологической мощностью. Несмотря на то что нынешние конфликты, связанные с исламским миром, будь то палестино-израильское противостояние, события в Чечне или война в Ираке, имеют совершенно разные корни, все они на сегодняшний день сливаются в одно общее противостояние – против западной цивилизации и Севера. И лидер этого набирающего силу движения – бен Ладен.
Затея бен Ладена и его сетевой структуры «Аль-Каида» посредством террористический атаки 11 сентября 2001 г. втянуть США в прямую войну с исламом на территории арабского мира увенчалась успехом. Целью «Аль-Каиды» было навязать американцам длительную, изнурительную войну, с жертвами среди мирного населения в эпицентре исламского мира, через массовые бунты свергнуть прозападные режимы в Саудовской Аравии и Пакистане, уничтожить Израиль, отрезать ведущие государства мира от нефти Персидского залива, объединить арабский мир против Запада. Ни в Афганистане, ни в Ираке американцы не контролируют ситуацию. Наоборот, в Ираке даже формируется новое организованное сопротивление исламских террористов, которого не было при Саддаме Хусейне.
Запад сегодня отказывается от наступательной позиции и оказывается в оборонительном положении. Европа давно уже не военный союзник США в иракской войне. После террористических атак в Мадриде 11 марта 2004 г. политики во многих столицах Европы не на шутку испугались. Страны ЕС стали судорожно отстраивать механизм внутренней обороны. Ужесточилось законодательство, исламские общины на Западе стали подвергаться более строгому контролю со стороны властей, которые в то же время боятся их радикализации.
Президент США отчаянно пытается найти поддержку своей политике на Ближнем Востоке. Но страны ЕС не торопятся посылать свои войска в Ирак, даже под эгидой ООН. В бюрократии НАТО была предпринята попытка создать некое «стратегическое партнерство» с арабскими странами и таким образом найти для альянса новую функцию в глобальной борьбе против терроризма, однако никто в регионе пока не горит желанием сотрудничать с Брюсселем в военной области. Высказывания некоторых западных политиков о том, что в дальнейшей перспективе НАТО может открыть свои двери для членства Израилю, негативно влияют на диалог альянса с арабским миром.
Ни НАТО, ни Евросоюз с его новообретенной общей внешней и оборонной политикой, ни ООН не с состоянии сегодня полномасштабно заняться демократизацией Большого Ближнего Востока. Европейские страны, которые в отличие от США не испытали на себе массовый террор 11 сентября, не готовы к длительной борьбе с исламским экстремизмом, в ходе которой неизбежны большие жертвы.
Мировой порядок продолжает радикально меняться, но не в том направлении, как предполагали эксперты после окончания Второй мировой и холодной войн. Поставленная США задача – через борьбу с исламским терроризмом начать поэтапную демократизацию арабского мира, придерживаясь при этом модели демократизации Германии после 1945 года и постсоциалистических стран Восточной Европы после 1989 года, а также Сербии после 1999 года, – сегодня кажется нереализуемой. США могут надолго застрять в Ираке в ущерб своему статусу гаранта демократического мирового порядка.
Ситуация в регионе может еще более осложниться. Свержение или смена власти в ключевых странах исламского мира – Саудовской Аравии, Пакистане, приход там к власти экстремистских сил может оказать сильное негативное влияние на развитие международной экономики. Мировой порядок 2010 года может выглядеть совсем иным, чем мы его сегодня представляем.
Конфликт Север–Юг неизбежно окажет влияние и на политику России, поставит ее лидеров перед выбором серьезных политических решений. Владимир Путин четко наметил позицию России после событий 11 сентября 2001 года, встав на сторону США. Однако сегодня отношения с Западом в целом складываются для Москвы весьма неоднозначно, особенно на европейском направлении. Полная интеграция России и ЕС невозможна из-за ряда разногласий и отличающихся позиций в области экономики и понимания таких ценностей, как, в частности, гражданское общество. Но в случае, если конфликт Север–Юг примет угрожающий для мира характер, не вызывает никакого сомнения тот факт, что Россия и Запад, особенно ЕС, будут намного теснее сотрудничать в области безопасности.