Президент Всемирного банка Джеймс Вулфенсон (справа) – один из самых главных зарубежных партнеров для премьера Афганистана Хамида Карзая.
Фото Reuters
Бурные события в Ираке невольно оттеснили на задний план Афганистан, переживающий сейчас нелегкий период послевоенного восстановления. Между тем опыт построения демократического общества в этой стране, ситуация в которой имеет немало общего с иракской, может стать весьма поучительным для ведущих стран Запада, охваченных желанием демократизировать мусульманский мир.
Постталибская история Афганистана уже накопила некоторые радикальные изменения в общественно-политической жизни, дающие надежду на мирное и созидательное развитие. Новая Конституция страны, принятая в условиях острейшей политической борьбы между сторонниками реформ и консерваторами, провозглашает демократические права и свободы граждан, общее равенство всех перед законом, равноправие мужчин и женщин и становится фундаментом формирования гражданского общества. Правда, авторам Основного закона кое в чем пришлось пойти на компромисс с консервативными кругами: ни один закон не может противоречить положениям ислама (статья 2 Конституции).
За два с половиной года после разгрома талибов в стране уже прочно пустили корни важнейшие элементы демократии: издается свободная, в том числе оппозиционная пресса (более 130 изданий), создаются профессиональные союзы, женщины открыто выступают в защиту своих прав, провозглашенных в Конституции. В рамках закона о политических организациях идет бурный процесс партийного строительства: сейчас в стране легально функционируют около 100 политических партий, движений, союзов, обществ, многие из которых ориентированы (по крайней мере в своих программах) на демократизацию страны.
Решающий вклад в восстановление разрушенного государства вносит мировое сообщество во главе с США. На недавней конференции по Афганистану в Берлине президент Афганистана Хамид Карзай представил 10-летний план социально-экономической реконструкции, под реализацию которого страны-доноры согласились выделить 8,2 млрд. долларов, из них в 2004 г. предполагается израсходовать 4,4 млрд.долларов.
В рамках этой финансовой помощи правительству Карзая приходится решать целый комплекс непростых задач – от устройства вернувшихся из-за рубежа беженцев (после разгрома талибов на родину возвратились около 3 млн. человек) до подъема национальной экономики. Поддержка извне дает видимые результаты: недавно пущена в эксплуатацию стратегическая дорога Кабул–Кандагар, восстановленная усилиями США, Германии и Японии, идет процесс восстановления других участков автодорожного кольца, связывающего основные провинции страны. Строятся новые школы, больницы, ирригационные сооружения. Возрастающую роль в процессе социально-экономической реконструкции играют международные бригады по восстановлению провинций – военно-гражданские группы, не только занимающиеся строительством, но и обеспечивающие безопасность в провинциях.
Однако по-прежнему очень острой и нерешенной остается проблема безопасности. Не снижают активности остатки отрядов талибов и боевики «Аль-Каиды». Недавно войска международной коалиции во главе с США во взаимодействии с частями пакистанской армии провели крупную операцию «Шторм в горах» в пограничных провинциях Афганистана и округе Южный Вазиристан в Пакистане. Ставилась задача задержать или ликвидировать второго человека в иерархии «Аль-Каиды» Аймана аль-Завахири, главного организатора международной сети этой организации. Однако результаты операции оказались более чем скромными: аль-Завахири, по слухам, получил ранение, но не был задержан, правда, были убиты несколько десятков террористов, большей частью чеченцы и узбеки. В боевых действиях террористов наступила пауза, которая, впрочем, длилась недолго.
Сейчас они вновь усилили вооруженную борьбу против правительства Карзая и войск коалиции. При этом исламские экстремисты сменили тактику: теперь они действуют небольшими группами, не вступая в открытые столкновения с противником. Используя мобильные средства передвижения (джипы и мотоциклы), они совершают нападения на живые цели – сотрудников международных гуманитарных организаций, гражданских и военных лиц, чиновников и всех, кто сотрудничает с правительством.
Причем бандиты действуют не только в зоне боев – на юге и юго-востоке, но и в других, считавшихся спокойными провинциях. Так были убиты пятеро сотрудников международной организации «Врачи без границ» в северо-западной провинции Бадгис, а буквально неделю назад – 11 китайских специалистов-дорожников в северной провинции Кундуз. Действия экстремистов ставят под угрозу деятельность многих международных организаций, которые вынуждены сворачивать свою работу на всей территории страны.
Другую угрозу безопасности представляют всевластные полуавтономные полевые командиры, многие из которых – губернаторы провинций, причем их лояльность Кабулу носит номинальный характер. Они содержат собственные мини-армии, которые по численности превосходят вновь создаваемую Национальную армию Афганистана, отказываются переводить в государственный бюджет все местные финансовые поступления (налоги, таможенные пошлины и т.д.), саботируют процесс разоружения и демобилизации личного состава своих подразделений, назначают своих людей на ключевые посты в провинциях без ведома правительства, постоянно вступают в вооруженные столкновения друг с другом в борьбе за власть на местах, чинят произвол в отношении местного населения. Тем самым они подрывают и без того непрочную власть центрального правительства.
В этой тревожной обстановке Афганистан приближается к исторически важному моменту своей истории – в сентябре 2004 г. должны состояться первые демократические всеобщие выборы президента и парламента страны. Сейчас под эгидой и при участии ООН идет процесс регистрации избирателей, принявший в силу разных причин затяжной характер. На сегодняшний день зарегистрированы чуть больше 3 млн. человек из 11,5 млн. имеющих право голосовать.
Противники Карзая предпринимают серьезные попытки сорвать выборы, используя прямое насилие, шантаж, другие способы давления. Речь идет не только об экстремистах – талибах, «Аль-Каиде» и Исламской партии Афганистана во главе с Гульбеддином Хекматьяром. Противодействие президенту-реформатору оказывают влиятельные лица из консервативных кругов, стремящиеся навязать стране ортодоксальный ислам, противостоять тенденциям демократического развития.
По сообщениям афганской прессы, в последние недели была предпринята попытка сформировать оппозиционный блок с целью нанести Карзаю поражение на выборах. В числе его организаторов называют лидера Национального исламского движения узбека генерала Абдуррашида Дустома, губернатора Герата Исмаил-хана, одного из руководителей политической организации шиитов-хазарейцев – Партии исламского единства, бывшего министра планирования хаджи Мухаммада Мохаккака и даже бывшего президента страны Бурхануддина Раббани.
Предвыборная борьба вступает в решающую стадию. По сути, афганцам предстоит сделать исторический выбор – пойдет ли их страна по пути мирного, демократического развития и станет полноправным членом мирового сообщества или возобладают тенденции к усилению политической, этнической, религиозной конфронтации, чреватой рецидивом гражданской войны.