Выстояв очередь за денежными переводами, эти жители Минска должны будут еще и уплатить налог с полученной суммы.
Фото Андрея Никольского (НГ-фото)
Известно, что белорусское руководство бдительно следит за всем, что происходит у него в стране. Не зря Лукашенко в народе называют Батькой и складывают анекдоты про неимоверную президентскую «хозяйственность». Не укрываются от бдительного президентского ока и входящие в страну финансовые потоки. В 2001 году Лукашенко подписал скандальный указ о порядке получения гуманитарной помощи из-за рубежа и надежно перекрыл оппозиции каналы финансирования. А позже под колпаком оказались и личные переводы граждан. Доходит до того, что государство строго контролирует и берет налоги даже с денег, высланных на похороны родственников.
Светлана Иосифовна, пенсионерка, каждый год получала из Москвы тридцатидолларовые переводы по системе Western Union. Деньги тратились на цветы и прочие мелочи для могилки старого знакомого, следить за которой Светлану Иосифовну попросила его жена, перебравшаяся к детям в Россию. Когда-то супруги жили на одной лестничной клетке с пенсионеркой, дружили семьями, ходили друг к другу в гости. А недавно пенсионерку вызвали в налоговую инспекцию, где потребовали отчитаться о полученном из-за границы доходе и уплатить штраф за несвоевременную явку. Пояснили, что в соответствии с Декретом Лукашенко №19 от 6 августа 2002 года банки автоматически подают в налоговые органы сведения обо всех полученных из-за границы частных переводах.
Частный таксист Игорь Титов рассказал «НГ», как получил почтой 30 долларов от приятеля из Казахстана, тот просил купить запчасти для личной иномарки. Выполнив поручение и забыв о нем, Игорь через некоторое время нашел в ящике повестку в налоговую инспекцию, где ему выписали налог и штраф, перекрывающий полученную сумму┘ Раньше родственники из-за границы могли прислать деньги молодой семье на мебель, родители оплачивали своим детям учебу в институте, женихи финансировали выезжающим невестам открытие виз и приобретение билетов. Теперь всем этим категориям граждан приходится думать о том, чтобы хватило денег и на уплату налога. Поэтому многие граждане Белоруссии стали рисковать, лишь бы не делиться с государством. Доходы за доставку денег получают уже не банки, а, например, водители-международники и проводницы поездов. Во всяком случае, прибытия каждого рейсового автобуса из-за рубежа на минский вокзал ждут десятки граждан, выстраивающихся в очередь за своими конвертиками и заботливо упакованными посылками, где в коробки конфет спрятаны евро и доллары. Таким образом, теперь государству платят только те, кто не хочет изощряться, передавая деньги через частных лиц.
Ярослав Романчук, директор научно-исследовательского центра Мизеса (Минск), сказал «НГ», что за тотальным контролем над частными переводами вряд ли скрывается забота о наполнении бюджета. «Это в Грузии 75% семей получают помощь из-за рубежа и в такой политике есть смысл. В Белоруссии немногие имеют богатых заграничных родственников, и суммы переводов обычно мелкие, а бизнесмены уже давно нашли другие способы для перевода денег. Я думаю, государству нужна информация о людях, получающих гранты, или тех, кому оплатили чтение лекций в западном университете. Из этого можно раздуть политический скандал, обвинить оппозицию в продажности».
Станислав Богданкевич, экс-председатель Нацбанка Белоруссии, считает, что в первую очередь тотальный контроль над переводами скажется на мелких предпринимателях – именно они могут получать из-за границы небольшой стартовый капитал и помощь для развития бизнеса. А в конечном итоге это отражается на экономике страны – ведь мелкий бизнес, если ему удается встать на ноги, как раз и пополняет бюджет налогами. «Основная идея этого декрета Лукашенко скорее всего в том, чтобы учесть все приходящие в страну деньги, – сказал «НГ» Богданкевич. – Но это ничего не даст, разве что работу множеству чиновников. Отслеживать надо суммы в 20, 100, 500 тысяч долларов».
═
Минск