0
1652
Газета Дипкурьер Интернет-версия

21.06.2004 00:00:00

Демократия проиграла авторитаризму

Тэги: таджикистан, оппозиция, зоиров


таджикистан, оппозиция, зоиров Рахматилло Зоиров считает, что у Таджикистана накоплен большой потенциал демократизации общества.

– Как бы вы оценили демократические процессы в Таджикистане по сравнению с другими центральноазиатскими республиками?

– Таджики всегда были более демократичными в силу того, что основу существования нашей республики составляли культура, наука, образование. Что касается других, например, тюркоязычных народов, то для них всегда был характерен авторитаризм. Но, например, в Казахстане авторитаризм Нурсултана Назарбаева – ничто по сравнению с теми демократическими процессами, которые там развиваются. В 90-х годах уровень демократии в Таджикистане был намного выше, но сегодня по общим показателям мы с каждым годом отстаем. В Узбекистане же из-за отсутствия демократии явно ощущается экономическое отставание. Однако потребность в демократизации среди населения Узбекистана уже ощущается. В начале 90-х годов в Узбекистане Ислам Каримов расставил приоритеты: экономика первична, политика вторична. Но я убежден, что именно демократическое развитие есть условие экономического роста, а не наоборот. В Таджикистане развитие демократии пришлось на период работы Комиссии по национальному примирению (1997–2000 гг. – «НГ»). В 2000 году в ходе президентских, а затем и парламентских выборов были заметны две тенденции – с одной стороны, усиление авторитарной власти президента, с другой – сохранение демократических процессов. Должен признаться, что до начала 2000 года демократия немного опережала авторитаризм, но за последующие четыре года явно отставала. Это очень плохой симптом.

– Не может быть демократии без сильной экономики┘

– Я не совсем согласен. Когда говорят, что у нас слабая экономика, то имеют в виду производство. Но по остальным факторам у нас не слабая экономика. Другое дело, что, например, у нас собирается достаточно налогов, но примерно пять шестых из них идет в частные карманы. Это тоже экономика. От всех сборов и налогов сегодня в бюджет поступает примерно 70 миллионов долларов в год. Мы посчитали, что если на 5 лет освободить от налогов всю производственную коммерческую сферу, то бюджет не получит 270 миллионов долларов. Но за эти пять лет малый и средний бизнес даст такой рост, что за год можно будет собрать в бюджет 400 миллионов. Власть не хочет этого, потому что живет сегодняшним днем. Сегодня теневая экономика побила все рекорды. Если уровень коррупции по экономическим показателям достигает 50% национального валового продукта, то это уже гиперкризис. А сегодня коррупция в Таджикистане намного превышает валовой национальный продукт.

– Как вы оцениваете работу парламента?

– У нашего парламента есть одна специфика. Многие депутаты имеют свою индивидуальность, свое мнение, позицию. Но в обобщенном виде получается обезличенный парламент. «Обработка» депутатов идет не во время заседаний парламента, а еще до них. Работая больше полутора лет советником президента по правовой политике и по связям с парламентом, я ни разу не встретил серьезных возражений со стороны депутатов. Эту систему надо разрушить, мы должны научиться дискутировать непосредственно перед принятием документа. Более того, иногда надо его возвращать, не соглашаться с позицией правительства.

– Может быть, депутатам недостает профессионализма?

– Я бы не сказал. Просто в обществе сформировалась тенденция не противопоставлять себя большинству. Один из главных признаков демократического строя – защита прав меньшинства, а не большинства. Такая психология у нашего народа, нашей интеллигенции отсутствует. Если мы остаемся в меньшинстве, то даже не стремимся отстаивать свои права. Это связано не только с коммунистическим прошлым, но с нашими традициями.

– Господин Зоиров, ваша партия вошла в коалицию «За свободные и прозрачные выборы в Таджикистане». Какие цели вы преследуете?

– Три партии – Социалистическая, Социал-демократическая и Партия исламского возрождения – подписали соглашение о создании коалиции вовсе не для того, чтобы совместно участвовать в предстоящих в феврале будущего года парламентских выборах. Основная цель создания коалиции – обеспечение максимально справедливых и прозрачных выборов. Мы хотим хотя бы приблизительно выяснить, сколько какая партия получила голосов. Сегодня парламент обсуждает проекты поправок к закону о выборах. От решения депутатов будет зависеть и результат выборов.

– Что представляют собой законопроекты?

– Сейчас существуют три проекта поправок в закон о выборах. Наш проект выдвинут в порядке общественной инициативы. Два других – это законодательные инициативы фракций Компартии и Народно-демократической партии Таджикистана (НДПТ). Однако основой двух фракционных проектов являются наши предложения, поскольку из 23 положений проекта Компартии 18 совпадают с нашим проектом. Среди поправок НДПТ 13 содержатся и в нашем документе. Наши предложения касаются присутствия независимых наблюдателей, увеличения количества депутатов, механизма обеспечения независимости депутатов. В нашем законопроекте есть ряд рекомендаций по обеспечению защиты бюллетеней. В частности, бюллетени должна печатать Центральная избирательная комиссия, а на практике каждый избирательный участок печатает их самостоятельно. Это приводит к тому, что количество бюллетеней неподконтрольно – в два-три раза больше необходимого. Отсюда фальсификации.

– В чем вы принципиально не согласны с другими законопроектами?

– Видно, что проект НДПТ составлен в спешке и недвусмысленно направлен на сохранение статус-кво действующей власти, недопущение равноправия партий и кандидатов в депутаты, ограничение конкуренции в пользу наиболее состоятельных людей и партии власти. Например, в статью об избирательном взносе предлагается внести поправку: кандидат в депутаты вносит из собственных средств на счет Центризбиркома избирательный взнос в размере 1500 минимальных размеров оплаты труда. Взнос возвращается кандидату в случае его избрания, в противном случае – перечисляется в республиканский бюджет. Но обратите внимание на формулировку «из собственных средств». Это означает, что занимать деньги нельзя, нужно представить декларацию о доходах и т.д. Большинство граждан Таджикистана не имеют таких средств. Если эта поправка пройдет, то она узаконит выборы без права выбора. И это очень опасно.

– Как вы собираетесь действовать, если зафиксируете нарушения?

– Мы намерены создать информационные центры во всех крупных городах Таджикистана. В них будут работать представители всех партий, которые вошли в коалицию, а также представители НПО, общественность. По каждому нарушению будет составлен протокол, информация будет передаваться не только нашими информационными центрами, но и по другим каналам. Конечно, на данном этапе в рамках коалиции финансы играют большую роль. Но не менее важную роль будут играть человеческие ресурсы – подготовленные люди, которые смогут зафиксировать нарушения и не только юридически правильно представить их в судебных органах страны, но и защищать конституционные права на международном уровне. А право избирать и быть избранным – одно из важнейших конституционных прав.

– Насколько реально проведение прозрачных выборов?

– На сегодня я могу сказать так: лишь на 10% выборы могут проходить в рамках демократических процессов, 90% существующих избирательных процедур отходят от элементарных стандартов демократии. Весь вопрос состоит в том, насколько мы сможем сократить объем недемократических процедур.

– Есть знаменитое выражение: политика – это концентрированная экономика. Откуда у вас деньги на политическую деятельность?

– Наш основной источник финансирования – это членские взносы и единовременные пожертвования. Наиболее активны в этом плане наши сограждане, которые проживают в России. Мы ищем и другие возможности привлечения средств – естественно, законным путем.

– Как вы оцениваете свои шансы?

– Я думаю, что наша Социал-демократическая партия преодолеет 5-процентный барьер и мы хотя бы наполовину обеспечим прозрачность выборов. Большие надежды мы возлагаем и на одномандатные округа. В отличие от Коммунистической или даже Исламской партии мы можем выдвигать больше одномандатников. Но нас еще плохо знают в отдаленных районах. Мы известны в столице и больших городах, но в них проживает 80% населения.

Душанбе–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
698
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
783
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
475
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
574

Другие новости