Рахматилло Зоиров считает, что у Таджикистана накоплен большой потенциал демократизации общества.
– Как бы вы оценили демократические процессы в Таджикистане по сравнению с другими центральноазиатскими республиками?
═
– Таджики всегда были более демократичными в силу того, что основу существования нашей республики составляли культура, наука, образование. Что касается других, например, тюркоязычных народов, то для них всегда был характерен авторитаризм. Но, например, в Казахстане авторитаризм Нурсултана Назарбаева – ничто по сравнению с теми демократическими процессами, которые там развиваются. В 90-х годах уровень демократии в Таджикистане был намного выше, но сегодня по общим показателям мы с каждым годом отстаем. В Узбекистане же из-за отсутствия демократии явно ощущается экономическое отставание. Однако потребность в демократизации среди населения Узбекистана уже ощущается. В начале 90-х годов в Узбекистане Ислам Каримов расставил приоритеты: экономика первична, политика вторична. Но я убежден, что именно демократическое развитие есть условие экономического роста, а не наоборот. В Таджикистане развитие демократии пришлось на период работы Комиссии по национальному примирению (1997–2000 гг. – «НГ»). В 2000 году в ходе президентских, а затем и парламентских выборов были заметны две тенденции – с одной стороны, усиление авторитарной власти президента, с другой – сохранение демократических процессов. Должен признаться, что до начала 2000 года демократия немного опережала авторитаризм, но за последующие четыре года явно отставала. Это очень плохой симптом.
═
– Не может быть демократии без сильной экономики┘
═
– Я не совсем согласен. Когда говорят, что у нас слабая экономика, то имеют в виду производство. Но по остальным факторам у нас не слабая экономика. Другое дело, что, например, у нас собирается достаточно налогов, но примерно пять шестых из них идет в частные карманы. Это тоже экономика. От всех сборов и налогов сегодня в бюджет поступает примерно 70 миллионов долларов в год. Мы посчитали, что если на 5 лет освободить от налогов всю производственную коммерческую сферу, то бюджет не получит 270 миллионов долларов. Но за эти пять лет малый и средний бизнес даст такой рост, что за год можно будет собрать в бюджет 400 миллионов. Власть не хочет этого, потому что живет сегодняшним днем. Сегодня теневая экономика побила все рекорды. Если уровень коррупции по экономическим показателям достигает 50% национального валового продукта, то это уже гиперкризис. А сегодня коррупция в Таджикистане намного превышает валовой национальный продукт.
═
– Как вы оцениваете работу парламента?
═
– У нашего парламента есть одна специфика. Многие депутаты имеют свою индивидуальность, свое мнение, позицию. Но в обобщенном виде получается обезличенный парламент. «Обработка» депутатов идет не во время заседаний парламента, а еще до них. Работая больше полутора лет советником президента по правовой политике и по связям с парламентом, я ни разу не встретил серьезных возражений со стороны депутатов. Эту систему надо разрушить, мы должны научиться дискутировать непосредственно перед принятием документа. Более того, иногда надо его возвращать, не соглашаться с позицией правительства.
═
– Может быть, депутатам недостает профессионализма?
═
– Я бы не сказал. Просто в обществе сформировалась тенденция не противопоставлять себя большинству. Один из главных признаков демократического строя – защита прав меньшинства, а не большинства. Такая психология у нашего народа, нашей интеллигенции отсутствует. Если мы остаемся в меньшинстве, то даже не стремимся отстаивать свои права. Это связано не только с коммунистическим прошлым, но с нашими традициями.
═
– Господин Зоиров, ваша партия вошла в коалицию «За свободные и прозрачные выборы в Таджикистане». Какие цели вы преследуете?
═
– Три партии – Социалистическая, Социал-демократическая и Партия исламского возрождения – подписали соглашение о создании коалиции вовсе не для того, чтобы совместно участвовать в предстоящих в феврале будущего года парламентских выборах. Основная цель создания коалиции – обеспечение максимально справедливых и прозрачных выборов. Мы хотим хотя бы приблизительно выяснить, сколько какая партия получила голосов. Сегодня парламент обсуждает проекты поправок к закону о выборах. От решения депутатов будет зависеть и результат выборов.
═
– Что представляют собой законопроекты?
═
– Сейчас существуют три проекта поправок в закон о выборах. Наш проект выдвинут в порядке общественной инициативы. Два других – это законодательные инициативы фракций Компартии и Народно-демократической партии Таджикистана (НДПТ). Однако основой двух фракционных проектов являются наши предложения, поскольку из 23 положений проекта Компартии 18 совпадают с нашим проектом. Среди поправок НДПТ 13 содержатся и в нашем документе. Наши предложения касаются присутствия независимых наблюдателей, увеличения количества депутатов, механизма обеспечения независимости депутатов. В нашем законопроекте есть ряд рекомендаций по обеспечению защиты бюллетеней. В частности, бюллетени должна печатать Центральная избирательная комиссия, а на практике каждый избирательный участок печатает их самостоятельно. Это приводит к тому, что количество бюллетеней неподконтрольно – в два-три раза больше необходимого. Отсюда фальсификации.
═
– В чем вы принципиально не согласны с другими законопроектами?
═
– Видно, что проект НДПТ составлен в спешке и недвусмысленно направлен на сохранение статус-кво действующей власти, недопущение равноправия партий и кандидатов в депутаты, ограничение конкуренции в пользу наиболее состоятельных людей и партии власти. Например, в статью об избирательном взносе предлагается внести поправку: кандидат в депутаты вносит из собственных средств на счет Центризбиркома избирательный взнос в размере 1500 минимальных размеров оплаты труда. Взнос возвращается кандидату в случае его избрания, в противном случае – перечисляется в республиканский бюджет. Но обратите внимание на формулировку «из собственных средств». Это означает, что занимать деньги нельзя, нужно представить декларацию о доходах и т.д. Большинство граждан Таджикистана не имеют таких средств. Если эта поправка пройдет, то она узаконит выборы без права выбора. И это очень опасно.
═
– Как вы собираетесь действовать, если зафиксируете нарушения?
═
– Мы намерены создать информационные центры во всех крупных городах Таджикистана. В них будут работать представители всех партий, которые вошли в коалицию, а также представители НПО, общественность. По каждому нарушению будет составлен протокол, информация будет передаваться не только нашими информационными центрами, но и по другим каналам. Конечно, на данном этапе в рамках коалиции финансы играют большую роль. Но не менее важную роль будут играть человеческие ресурсы – подготовленные люди, которые смогут зафиксировать нарушения и не только юридически правильно представить их в судебных органах страны, но и защищать конституционные права на международном уровне. А право избирать и быть избранным – одно из важнейших конституционных прав.
═
– Насколько реально проведение прозрачных выборов?
═
– На сегодня я могу сказать так: лишь на 10% выборы могут проходить в рамках демократических процессов, 90% существующих избирательных процедур отходят от элементарных стандартов демократии. Весь вопрос состоит в том, насколько мы сможем сократить объем недемократических процедур.
═
– Есть знаменитое выражение: политика – это концентрированная экономика. Откуда у вас деньги на политическую деятельность?
═
– Наш основной источник финансирования – это членские взносы и единовременные пожертвования. Наиболее активны в этом плане наши сограждане, которые проживают в России. Мы ищем и другие возможности привлечения средств – естественно, законным путем.
═
– Как вы оцениваете свои шансы?
═
– Я думаю, что наша Социал-демократическая партия преодолеет 5-процентный барьер и мы хотя бы наполовину обеспечим прозрачность выборов. Большие надежды мы возлагаем и на одномандатные округа. В отличие от Коммунистической или даже Исламской партии мы можем выдвигать больше одномандатников. Но нас еще плохо знают в отдаленных районах. Мы известны в столице и больших городах, но в них проживает 80% населения.
═
Душанбе–Москва