В отличие от российских детей-сирот, над которыми берут шефство воинские части (на фото), белорусские подростки получат вполне официальный статус.
Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото)
В Белоруссии реанимируют словосочетание «сын полка». Министр обороны Леонид Мальцев уже подписал приказ, по которому воинские части будут брать на воспитание мальчиков-сирот. Дальше эстафету подхватят органы внутренних дел и пограничные войска: мальчиков возьмут на полное довольствие и привьют любовь к работе в силовых структурах.
Начинание проводится по инициативе Совета министров Белоруссии – соответствующее постановление появилось еще в феврале текущего года. Цель – борьба с беспризорностью. Дело в том, что правом стать воспитанником воинской части обладают только дети, у которых либо нет родителей вовсе, либо матери и отцы лишены родительских прав, поэтому их воспитывают интернаты или опекуны. Армия может стать для многих приятной альтернативой гражданке – не секрет, что в интернатах часто царит полная анархия, а многие опекуны отравляют жизнь своих воспитанников. Однако в Минобороны Белоруссии прекрасно понимают, что простое переселение пацанов из интерната в воинскую часть не отобьет у них тягу к бродяжничеству, алкоголю и аморальному поведению. «На воспитание надо брать тех мальчиков, которые сами видят свое будущее в армии и сознательно стремятся туда», – сказал «НГ» сотрудник Минобороны Александр Аладко, который лично принимал участие в разработке проекта.
По линии Минобороны в этом году решено взять на воспитание 20 мальчишек от 14 до 16 лет. Большинство из них попадет в войсковые части поодиночке, некоторые – парами. Для них готовятся отдельные спальные места в казармах, рабочее место для приготовления уроков, уже разработана норма улучшенного питания, будут выдаваться комплект гражданской одежды и армейское обмундирование. С утра мальчики должны посещать обычную гражданскую школу, куда ходят дети офицеров части. А после обеда – занятия по интересам, спортивные мероприятия, уроки и┘ отбой. Любую муштру и непосильные физические нагрузки Министерство образования запретило, считая, что после школы дети должны отдыхать и развиваться. «Конечно, воинский устав им будет положено знать, – сказали «НГ» в Минобороны. – Также детей будут вывозить на стрельбища, полигоны, но все это – в ознакомительном порядке». Отвечает за мальчиков лично командир части и офицер-воспитатель, которые за особые провинности – самоволка, проявленное неуважение к старшим, употребление алкоголя и наркотиков – могут отправить ребенка назад в интернат. Если парень прижился в части, он проходит воинскую службу, а затем волен выбирать – гражданка или армия.
Сами военные еще не знают, чего ожидать от нововведения. Если в часть попадет сознательный подросток, который уважает армию, работать с ним будет легко, да и сам он почувствует себя комфортно. А если такой, от кого и в интернате житья нет? Обязан ли командир «перекраивать» его? «Многое зависит от того, как будет вестись отбор мальчиков, – сказали «НГ» в одной из инспекций по делам несовершеннолетних Минска. – Пока что мы над этим сами думаем. В первую очередь должно быть желание ребенка и здоровье. Когда мы разработаем четкие критерии, предложим возможность уйти в армию каждому. А кто туда потянется и по каким соображениям – жизнь покажет».
═
Минск