Подобную проверку на прочность должны пройти все министры правительства Грузии.
Фото Reuters
Грузинские министры весь май комплектовали хорошо известные каждому офицеру и обязательные на военных учениях «тревожные чемоданчики»: в соответствии с указом президента Михаила Саакашвили все члены правительства в обязательном порядке должны пройти 20-дневные военные сборы. Запланирован этот неординарный призыв на конец мая и июнь. «Каждый министр обязан взять в руки автомат, надеть форму и пробежать десять километров. Так они лучше поймут нужды нашей армии», – объяснил свое решение Саакашвили.
Обязательный призыв, правда, не коснется его самого, а также министра внутренних дел Георгия Барамидзе – оба в свое время отслужили по два года в Советской армии. А вот остальным чиновникам без каких-либо скидок придется 20 дней тянуть армейскую лямку. Противников этого нововведения в министерствах нет. Более того, некоторые даже вроде бы обрадовались такой перспективе. Скажем, госминистр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава сообщил журналистам, что «будет рад послужить отечеству», испытать серьезные физические нагрузки. «В свое время в армию я не пошел из принципиальных соображений – тогда она была советской. Теперь – совсем другое дело», – сказал госминистр.
Учитывая на удивление молодой состав нынешнего грузинского правительства (средний возраст министров и руководителей республиканских ведомств едва превышает 30 лет), особых проблем с реализацией президентского указа и не ожидается. Одно уже сейчас можно сказать с уверенностью: «косить» от военных сборов не рискнет никто – можно нарваться на крупные неприятности. Михаил Саакашвили уже не раз демонстрировал свою твердость и не раз подчеркивал: он своих слов на ветер не бросает. И в стремлении навести в стране порядок не щадит никого – даже людей из своего окружения. В начале апреля, когда нынешний кабинет министров Грузии только формировался, Саакашвили жестко предупредил своих выдвиженцев: «Замечу кого-нибудь в коррупции – лично придушу».
Душить в прямом смысле этого слова он, конечно же, никого не станет, но, как показывает практика, времена для вороватых чиновников, равно как и для партийных функционеров, наступают тревожные. Первым серьезность апрельского предупреждения главы государства испытал на себе попавшийся на взятке депутат от правящей партии «Единое национальное движение – Демократы», член парламентского комитета по защите прав человека Георгий Кенчадзе. Сотрудники МГБ Грузии взяли его в здании Госканцелярии сразу после получения заранее помеченных 100 тыс. долл., которые Кенчадзе потребовал с одного батумского бизнесмена за депутатское покровительство. Ближайшие три месяца теперь уже бывший депутат-правозащитник проведет на тюремных нарах – с перспективой задержаться там еще лет на пять.
Комментируя это ЧП в президентской команде, генеральный прокурор Ираклий Окруашвили дал понять, что это лишь начало. По его словам, тучи сгущаются еще над 2–3 десятками депутатов и новоназначенных чиновников, «замеченных в сомнительной деятельности».
Сам Михаил Саакашвили скандалу вокруг активиста своей партии Георгия Кенчадзе посвятил специальный брифинг. В выражениях не стеснялся, называв того даже «грязной свиньей». А еще выразил надежду, что история с Кенчадзе станет «многозначительным звонком» для всех представителей властных структур. «Я обещал раз и навсегда покончить с коррупцией в Грузии и ни перед чем не остановлюсь», – заявил Саакашвили.
Молодой президент по-прежнему «ломает» все прогнозы скептиков, считавших, что ноябрьского запала, когда Саакашвили еще только шел во власть, хватит ему ненадолго. Саакашвили по-прежнему часто появляется в людных местах, периодически ездит в общественном транспорте, общается на улице с простыми гражданами. И по-прежнему удивляет своими неординарными решениями. Недавно, скажем, издал указ, согласно которому в Грузии ликвидируется обслуживавшая элиту инфраструктура. Всего планируется упразднить 11 организаций, в том числе Агентство обслуживания Госканцелярии Грузии, спецуправление транспорта, обслуживавший грузинскую политическую номенклатуру издательско-полиграфический центр «Крцаниси», управление госдачами. С молотка пойдут даже построенные еще в советские времена роскошные государственные резиденции.
Комментируя свое решение, президент Саакашвили заявил, что ему такие резиденции ни к чему. «Продадим их, и эти деньги внесем в бюджет. Продадим дачи всех министров, и ни у одного министра, ни у президента не будет дач в Грузии», – сказал Михаил Саакашвили. Говоря о себе, президент отметил, что лично ему «достаточно обычной двухкомнатной квартиры, рабочего кабинета и нескольких комнат для президентского аппарата».
═
Тбилиси